Кинематограф США // Апокалипсис сегодня - История создания
07 февраля 2011Оглавление:
1. Апокалипсис сегодня
2. История создания
3. Сюжет
4. Различные версии фильма
5. Музыка и стихи
6. Отклики
7. Фильм и книга
8. Награды и номинации
Предпосылки
Сценарий для фильма был изначально написан Джоном Милиусом, который позже стал известен как режиссёр фильмов «Ветер и лев» и «Красный рассвет». Милиус рассказывал, что на написание сценария его вдохновили слова профессора, у которого он учился: профессор утверждал, что никому ещё не удавалось снять хороший фильм по книге «Сердце тьмы», несмотря на то, что попытки сделать это предпринимались такими легендарными людьми, как Орсон Уэллс и Ричард Брукс. Сценарий Милиуса вовсе не предполагал, что фильм станет антивоенным, как это впоследствии произошло. Милиус придерживался политически правых взглядов, и сценарий фильма включал несколько монологов, в которых полковник Курц восхвалял достоинства войны и образа жизни воина. Название фильма «Апокалипсис сегодня» изначально воспринималось Милиусом как циничный ответ лозунгу хиппи «Нирвана сейчас!».
Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились также.
Однако идея снять фильм по сценарию Милиуса не оставляла Копполу, и через несколько лет он решил снимать фильм сам. Ходили слухи, что это вызвало некоторые трения между ним и Лукасом, который стал к тому времени успешен и очень известен сначала благодаря фильму «Американские граффити», а потом блокбастеру «Звёздные войны». Коппола решил снимать фильм целиком на собственные средства, используя деньги, заработанные на съёмке двух «Крёстных отцов», а на недостающую сумму взяв кредит в банке. Он придавал большое значение тому, чтобы в его руках был полный контроль над созданием фильма, и никто не стеснял свободу его творчества.
Съёмки фильма
- Мартин Шин — капитан Уиллард
- Марлон Брандо — полковник Куртц
- Роберт Дюваль — подполковник Килгор
- Фредерик Форест — Джей «Шеф» Хикс , механик.
- Альберт Холл — Джордж Филипс командир лодки
- Сэм Боттомс — Лэнс Джонсон
- Ларри Фишберн — Тирон Миллер, «Чистый»
- Деннис Хоппер — фотожурналист
- Джи Ди Спрэдлин — генерал-лейтенант Корман
- Харрисон Форд — полковник Лукас
- Скотт Гленн — лейтенант Колби
- Джерри Цисмер — Джерри, человек в штатском
- Коллин Кэмп — девушка «Плейбоя»
- Синтия Вуд — «Девушка года» журнала «Плейбой»
- Линда Карпентер — девушка «Плейбоя»
- Фрэнсис Форд Коппола — режиссёр на месте высадки
- Витторио Стораро — оператор на месте высадки
- Кристиан Марко — Юбер де Маре
- Аврора Клеман — Роксана Сарро
Коппола значительно доработал сценарий в соответствии со своим видением темы, убрав из него множество диалогов в стиле мачо и изменив концовку. В концовке Милиуса Уиллард и Курц объединяются, чтобы противостоять воздушной атаке американцев на селение Курца; селение уничтожается массированной бомбардировкой, и раненый Курц умирает на руках Уилларда. Коппола отверг такой финал как слишком упрощённый. Концовка переписывалась множество раз уже в процессе съёмок фильма, и в результате большая часть роли Курца стала импровизацией игравшего его Марлона Брандо. Закадровый текст фильма был написан уже в процессе монтажа Майклом Херром, который до этого, будучи военным корреспондентом во Вьетнаме, написал документальную книгу «Dispatches».
«Апокалипсис сегодня» был первой совместной работой Копполы и оператора Витторио Стораро, снявшего к тому моменту несколько фильмов с Бернардо Бертолуччи.
Фильм снимался с марта 1976 года по август 1977 года на Филиппинах, большей частью на реке Пагсаньян. История его создания стала почти легендой из-за долгого времени съёмок и многочисленных трудностей, которые постоянно приходилось преодолевать. Фильм обошёлся гораздо дороже, чем это планировалось, и снимался гораздо дольше первоначального расписания. Тому было множество причин.
Американское правительство и военное командование, видя, что Коппола собирается снять фильм, который не совпадёт с официальной точкой зрения на войну во Вьетнаме, отказалось каким-либо образом помогать в съёмках фильма. Коппола нашёл поддержку у правительства Филиппин, которое было тогда в натянутых отношениях с США, и филиппинские вооружённые силы согласились предоставить вертолёты вместе с пилотами. Поскольку пилоты плохо представляли себе процесс киносъёмок, требовалось некоторое время, чтобы объяснить им, что от них требуется. В это время правительство Филиппин вело боевые действия против повстанцев, и нередко в тот момент, когда пилоты были обучены и можно было начинать съёмку, их отзывали для участия в этих боях. Затем военное командование присылало вертолёты снова, но в них были уже другие пилоты, которых нужно было обучать заново. Неоднократные попытки Копполы объяснить филиппинским генералам, что нужно присылать одних и тех же пилотов, не возымели успеха. В результате сцена вертолётной атаки на вьетнамскую деревню, которая занимает в фильме около 15 минут, снималась в течение нескольких месяцев.
Вскоре после начала съёмок большинство построенных декораций были разрушены внезапно случившимся тайфуном. Пришлось строить их заново, что потребовало немало времени и денег.
Главную роль должен был играть Харви Кейтель, однако, когда Коппола отснял некоторое количество эпизодов, образ Уилларда ему совсем не понравился, и Кейтель был заменён на Мартина Шина; уже отснятые сцены с Кейтелем пришлось переснимать.
В процессе съёмок страданий капитана Уилларда в отеле Сайгона Коппола стремился к максимальному правдоподобию, и сам Шин поддерживал его в этом, вгоняя себя в депрессию и намеренно злоупотребляя алкоголем. Большинство сцен в отеле были сняты, когда Мартин Шин на самом деле был пьян и не обращал внимания на то, что его снимают. Всё это привело к тому, что у Шина случился инфаркт, который чуть не стал смертельным. Ему потребовалось длительное время, чтобы восстановиться и вернуться к работе, и Коппола подумывал даже о том, чтобы свернуть производство фильма. Когда съёмки возобновились, Шина стремились не нагружать, и в некоторых сценах, которые надо было переснять, Мартина подменял его брат Джо Эстевес, похожий на Шина и внешне, и голосом. Позже он также озвучивал некоторые из диалогов фильма.
Вторую главную роль должен был играть Марлон Брандо. Его участие было необходимо только в концовке фильма, и Коппола договорился с Брандо, что тот прибудет на Филиппины к этому моменту. Коппола требовал, чтобы Брандо похудел и прочитал книгу Джозефа Конрада. Когда Брандо приехал на съёмки, выяснилось, что он не только не похудел, но и ещё больше располнел, и не прочитал не только книгу Конрада, но даже и сценарий фильма. У него было немного времени для съёмок, и он отказывался учить текст своей роли. Практически все монологи Курца были чистой импровизацией Брандо, и Копполе пришлось смириться с этим. Чтобы полнота Брандо не так бросалась в глаза, Коппола снимал преимущественно его лицо, всё остальное оставалось затенённым.
Известно высказывание Копполы о съёмках: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну нас было слишком много, мы тратили слишком много денег, и понемногу сходили с ума». Поскольку Коппола вложил в съёмку фильма свои средства, он испытывал беспрецедентное давление в случае, если бы фильм не был закончен в приемлемые сроки или оказался бы коммерчески неуспешным, режиссёр оказывался перед реальным риском финансового краха и банкротства. Как описывает Элеонор Коппола в документальном фильме «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста», брак Копполы за время съёмок практически распался, а сам Коппола пережил серьёзный нервный срыв.
Когда съёмки были закончены, Коппола привёз в Голливуд более семи тонн киноплёнки, на просмотр всего отснятого материала требовалось около 15 часов. Из-за этого монтаж фильма, который обычно занимает около полугода, растянулся на почти двухлетний срок. Когда был готов первый вариант фильма, оказалось, что он длится более пяти часов, и для проката необходимо было сильно сократить его. Коппола вспоминал, что это был весьма тяжёлый для него процесс, приходилось выбрасывать целые сюжетные линии, на съёмку которых было потрачено много времени, сил и средств. В конце концов Коппола смонтировал трёхчасовой вариант фильма, который был показан на фестивале в Каннах в 1979 году в качестве «неоконченной работы». Картина имела ошеломляющий успех и завоевала главный приз фестиваля «Золотую пальмовую ветвь». На пресс-конференции в Каннах Коппола произнёс ставшие известными слова: «Мой фильм не о Вьетнаме; он и есть Вьетнам».
Перед выпуском фильма в широкий прокат Копполе пришлось ещё немного сократить фильм, и выпущенная версия шла примерно два с половиной часа. Прокат фильма принёс высокие кассовые сборы и в США, и в других странах всего около 100 миллионов долларов.
- Фрэнсис Форд Коппола — режиссёр, продюсер
- Джон Милиус , Фрэнсис Форд Коппола — сценарий
- Майкл Герр — дикторский текст
- Витторио Стораро — оператор-постановщик
- Энрико Уметелли — оператор
- Дин Тавуларис — художник-постановщик
- Ричард Маркс — главный редактор
- Уолтер Мюрх, Джеральд Би Гринберг, Лиза Фрахтман — редакторы
- Дэннис Якоб — креативный консультант
- Дик Уайт, Фред Рексер младший, подполковник в отставке Питер Кама, Пол Грегори, Ричард Диогварди, Дуг Райан — военные консультанты
- Кармин Коппола, Фрэнсис Форд Коппола — композиторы
- Уолтер Мёрч — звукооператор
- Анджело Грэм — художник
- Джордж Ар Нельсон — декоратор
- Чарльз И Джеймс, Деннис Эм Филл, Джордж Литтл, Ластер Бэйлес, Норман Барза — костюмы
- Джек Янг, Фрэд Си Блау младший — грим
- Джозеф Ломбарди, Эй Ди Флауэрс — спецэффекты
- Джерри Цайзмер, Ларри Джэй Франко, Тони Брандт — ассистенты режиссёра
- Фред Рус, Грэй Фредриксон, Том Стернберг — сопродюсеры
- Ким Обри — продюсер режиссёрской версии
Просмотров: 13641
|