Кинематограф США // Апокалипсис сегодня - Отклики

07 февраля 2011


Оглавление:
1. Апокалипсис сегодня
2. История создания
3. Сюжет
4. Различные версии фильма
5. Музыка и стихи
6. Отклики
7. Фильм и книга
8. Награды и номинации



Рейтинги

В наши дни многие считают «Апокалипсис сегодня» одной из вершин и занавесом эры Нового Голливуда:

  • В списке «100 лет — 100 фильмов», составленном Американским институтом киноискусства в 1998 году, картина Копполы занимает 28 место.
  • Слова полковника Килгора «Я люблю запах напалма поутру» занимают 12 место в списке AFI «100 лет — 100 цитат из фильмов».
  • В 2002 году лондонский журнал Sight & Sound провёл опрос британских кинокритиков, попросив их назвать лучший фильм последней четверти XX века, и «Апокалипсис сегодня» оказался на первом месте.

«Апокалипсис сегодня» после премьеры в 1979 году вызвал множество противоречивых откликов у аудитории — одни восторженно хвалили фильм, сравнивая его с вагнеровской оперой, другие осыпали его бранью. Некоторые критики писали, что фильм слишком претенциозен; другие говорили, что фильм заканчивается непонятно чем после роскошного первого акта. В этом отношении характерна рецензия Винсента Кэнби в The New York Times. Критик жалуется, что сценаристы перегрузили историю «тяжеловесными вещами вроде Бытия, Добра, Зла, Судьбы и т. д.», и осуждает создателей фильма за интеллектуальные потуги и за надуманную концовку этой «речной одиссеи». В то же время работы Дюволла и других актёров, а также кинематография Стораро получили в рецензии самую высокую оценку.

По мнению Дэйва Кера, вьетнамский фильм Копполы показывает, что его истинное призвание — быть художником или фотографом, ибо фабула занимает его только как повод для демонстрации обворожительных «картинок». Дж. Розенбаум наряду с «Таксистом» Скорсезе отнёс «Апокалипсис» к новому поколению голливудских фильмов, где картины кровавой бойни романтизируются, а зрителя приглашают притоптывать в такт со взрывами, пальбой и эстетскими сценами истребления местных жителей. Он рассуждает о том, что в фильме поднимаются правильные вопросы, однако рассказ разваливается, как только автор пытается перейти от вопросов к ответам. Тайну джунглей сменяет напыщенная мачистская риторика, которая сводится к пересказу знакомых всем банальностей о войне. Как и в случае с «Таксистом», авторы фильма разрываются между либеральным антиколониализмом со свойственным ему чувством вины перед аборигенами и полуфашистским преклонением перед харизматичным лидером. Двойничество между рассказчиком и Курцем остается теоретическим, ибо сам Курц не более чем мертвенно-умозрительная абстракция.

На стороне защитников фильма выступила авторитетная Полин Кейл, увидевшая в «Апокалипсисе» достойное продолжение тем и образности артхаусной ленты Вернера Херцога «Агирре, гнев божий». Коппола не стал отрицать сходство фильмов. Другой почитатель Херцога, Роджер Эберт, объявил «Апокалипсис сегодня» лучшим фильмом 1979 года и впоследствии добавил его в свой список великих фильмов на том основании, что «он продвигается гораздо дальше, чем все остальные, в тёмные уголки человеческой души». По словам Эберта, это «не столько фильм о войне, сколько о том, как война вытаскивает на поверхность такую правду о людях, которую они предпочли бы никогда не знать».



Просмотров: 13639


<<< Американские граффити
Асфальтовые джунгли >>>