Кинематограф США // Апокалипсис сегодня - Отклики
07 февраля 2011Оглавление:
1. Апокалипсис сегодня
2. История создания
3. Сюжет
4. Различные версии фильма
5. Музыка и стихи
6. Отклики
7. Фильм и книга
8. Награды и номинации
В наши дни многие считают «Апокалипсис сегодня» одной из вершин и занавесом эры Нового Голливуда:
- В списке «100 лет — 100 фильмов», составленном Американским институтом киноискусства в 1998 году, картина Копполы занимает 28 место.
- Слова полковника Килгора «Я люблю запах напалма поутру» занимают 12 место в списке AFI «100 лет — 100 цитат из фильмов».
- В 2002 году лондонский журнал Sight & Sound провёл опрос британских кинокритиков, попросив их назвать лучший фильм последней четверти XX века, и «Апокалипсис сегодня» оказался на первом месте.
«Апокалипсис сегодня» после премьеры в 1979 году вызвал множество противоречивых откликов у аудитории одни восторженно хвалили фильм, сравнивая его с вагнеровской оперой, другие осыпали его бранью. Некоторые критики писали, что фильм слишком претенциозен; другие говорили, что фильм заканчивается непонятно чем после роскошного первого акта. В этом отношении характерна рецензия Винсента Кэнби в The New York Times. Критик жалуется, что сценаристы перегрузили историю «тяжеловесными вещами вроде Бытия, Добра, Зла, Судьбы и т. д.», и осуждает создателей фильма за интеллектуальные потуги и за надуманную концовку этой «речной одиссеи». В то же время работы Дюволла и других актёров, а также кинематография Стораро получили в рецензии самую высокую оценку.
По мнению Дэйва Кера, вьетнамский фильм Копполы показывает, что его истинное призвание быть художником или фотографом, ибо фабула занимает его только как повод для демонстрации обворожительных «картинок». Дж. Розенбаум наряду с «Таксистом» Скорсезе отнёс «Апокалипсис» к новому поколению голливудских фильмов, где картины кровавой бойни романтизируются, а зрителя приглашают притоптывать в такт со взрывами, пальбой и эстетскими сценами истребления местных жителей. Он рассуждает о том, что в фильме поднимаются правильные вопросы, однако рассказ разваливается, как только автор пытается перейти от вопросов к ответам. Тайну джунглей сменяет напыщенная мачистская риторика, которая сводится к пересказу знакомых всем банальностей о войне. Как и в случае с «Таксистом», авторы фильма разрываются между либеральным антиколониализмом со свойственным ему чувством вины перед аборигенами и полуфашистским преклонением перед харизматичным лидером. Двойничество между рассказчиком и Курцем остается теоретическим, ибо сам Курц не более чем мертвенно-умозрительная абстракция.
На стороне защитников фильма выступила авторитетная Полин Кейл, увидевшая в «Апокалипсисе» достойное продолжение тем и образности артхаусной ленты Вернера Херцога «Агирре, гнев божий». Коппола не стал отрицать сходство фильмов. Другой почитатель Херцога, Роджер Эберт, объявил «Апокалипсис сегодня» лучшим фильмом 1979 года и впоследствии добавил его в свой список великих фильмов на том основании, что «он продвигается гораздо дальше, чем все остальные, в тёмные уголки человеческой души». По словам Эберта, это «не столько фильм о войне, сколько о том, как война вытаскивает на поверхность такую правду о людях, которую они предпочли бы никогда не знать».
Просмотров: 13639
|