Кинематограф США // Барри Линдон - Фигура рассказчика
08 февраля 2011Оглавление:
1. Барри Линдон
2. Сюжет
3. Первоисточник
4. Нарративная структура
5. Фигура рассказчика
Большие споры у критиков вызвала фигура невидимого рассказчика, чей голос комментирует происходящее на экране. Ироничный голос именитого британского актёра, сэра Майкла Хордерна, пересыпает сцены едкими до цинизма комментариями, а своими обобщениями сглаживает переходы между ними. Отмечено, что его слова зачастую противоречат тому, что мы видим в кадре. Например, искренняя, на первый взгляд, печаль Барри при расставании с немецкой девушкой сопровождается скабрезным комментарием рассказчика о том, что её сердце не раз брали приступом проезжие служивые и что она давно привыкла к этому.
Кубрик обосновывал необходимость закадрового голоса потребностью довести до зрителя большой объём внесюжетной информации. Рассказчик не только подтрунивает над мотивами поступков Барри, но и предсказывает, как дальше будут развиваться события, подготавливая к ним зрителя и придавая им характер неизбежности: «„Барри Линдон“ это история, в которой нет места сюрпризам. Важно не что произойдёт дальше, а как это произойдёт», подчёркивает Кубрик. Так, рассказчик заранее сообщает зрителю о предстоящей смерти Брайана, чем придаёт особую значительность идиллическим сценам его занятий с отцом, которые в ином случае могли бы пройти незамеченными.
Зрители фильма по-разному воспринимают степень осведомлённости этой внесюжетной фигуры. Для одних это объективный, всеведущий рассказчик великих романов XIX века представитель автора в повествовании, бог художественного мира романа. Для других лишь один из персонажей, который комментирует происходящее на экране с позиций надменного аристократа XVIII века. Его суждения зачастую отражают предрассудки сословного и национального свойства и не совпадают с оценками других персонажей. В конфликте Барри с пасынком он явно на стороне молодого лорда. Представление об истинном положении вещей складывается у зрителя из сопоставления мнений различных персонажей, включая и повествователя.
Сразу после выхода фильма М. К. Миллер предложил считать рассказчика в «Барри Линдоне» ненадёжным представителем высших классов британского общества. Его истолкование жизни Барри в духе церковной формулы «гордыня ведёт к гибели» «структурированная клевета», защитная реакция аристократии по отношению к «выскочкам» из низов. Приписывание Барри сугубо меркантильных мотивов, по мнению Миллера, не находит подтверждения в образном строе картины. Подмечено, что самые словоохотливые персонажи фильмов Кубрика своими речами выдают своё непонимание происходящего с ними и с окружающим миром. Для режиссёра речь означает опрощение увиденного, сведение образа к заученному мнению. Его Барри вовсе не столь одномерен, как это представляется повествователю. Он способен на благородные порывы вроде беззаветной любви к сыну, выстрела в сторону на дуэли с пасынком. Рассказчик игнорирует эти нюансы, подгоняя всё многообразие кинореальности под привычную для себя моралистическую формулу. В этом смысле фигуру повествователя в «Барри Линдоне» можно рассматривать как один из философских комментариев Кубрика на тему неадекватности языка и речи для постижения истины:
Суть драматической формы в том, чтобы идея, даже не будучи чётко артикулированной, сама пришла аудитории на ум. Произнесённое прямо в лицо вовсе не имеет той силы, как обнаруженное людьми самостоятельно.
Просмотров: 6866
<<< Человек, которого не было Быть Стэнли Кубриком >>>