Кинематограф США // Бланшетт, Кейт

07 февраля 2011





Кэтрин Элиc «Кейт» Бланшетт — австралийская кино- и театральная актриса. Наибольшую известность получила благодаря участию в фильмах «Елизавета», «Авиатор», кинотрилогии «Властелин колец».

Биография

Юность

Кейт Бланшетт родилась в пригороде Мельбурна, одном из крупных городов Австралии, в семье Роберта и Джун Бланшетт. Её отец был родом из Техаса и служил морским офицером. Женившись на Джун, которая работала учителем в школе Мельбурна, он эмигрировал в Австралию и занялся рекламным бизнесом. Когда девочке было всего десять лет, он скончался от сердечного приступа, и воспитание троих детей — Кейт, её старшего брата Боба и младшей сестры Женевьевы — легло на плечи матери.

Посещала начальную школу Ivanhoe East Primary School в Мельбурне, потом пошла в Ivanhoe Girls' Grammar School русск., а затем в Женский методистский колледж Мельбурна русск.. Там состоялось её первое появление на сцене — она приняла участие в нескольких постановках школьного театра, в том числе в «Одиссее Реньона Джонса». Затем она продолжила обучение в Мельбурнском университете, где изучала искусство и экономику. Вскоре, однако, она оставила университет и уехала путешествовать по Англии. Когда истёк срок визы, Кейт, практически без денег, а также без определённых планов отправилась в Египет, где в гостинице познакомилась с постояльцем, предложившим ей сняться в массовке в египетском фильме о боксе. Так как девушке нужны были деньги, она согласилась. Эта случайная роль стала началом её пути на сцену театра и в кино.

Первые роли в театре

Возвратившись в Австралию, Кейт поступила в Национальный институт драматического искусства . На протяжении всего периода обучения она считалась одной из самых способных студенток своего курса и с блеском закончила институт в 1992 году. Первые же опыты Бланшетт на театральной сцене принесли ей восторженные отзывы критиков. После завершения учёбы она приняла участие в постановке Сиднейской театральной компании «Классные девчонки» по пьесе английского писателя Кэрила Черчилля , затем исполнила роль Фелиции Бауэр в постановке «Кафкианские танцы». Критики высоко оценили её актёрское мастерство в этом спектакле, и в 1993 году Бланшетт получила премию «Общества театральных критиков Сиднея» за лучший дебют. Далее последовало участие в провокационной постановке «Олеанна», истории об университетском профессоре, обвинённом студенткой Кэрол в сексуальном преследовании. Роль Кэрол принесла Бланшетт вторую награду — её назвали лучшей новой театральной актрисой 1993 года.

Первые роли в кино

С успехом играя в театре, Кейт начала пробовать свои силы на телевидении и в кино. Её дебют на телевидении состоялся ещё в 1989 году, когда она сыграла эпизодическую роль в сериале «Джи Пи» о работе больницы на окраине Сиднея. В 1993—1995 годах она приняла участие в нескольких довольно успешных телевизионных фильмах и телесериалах, но не прекращала играть в театре. Джеффри Раш, ещё с институтских времён восхищавшийся талантом актрисы, пригласил её на роль Офелии в своей постановке «Гамлета», и критики вновь высоко оценили её игру. В 1995 году актриса появилась в трёх театральных проектах — «Нежная Феба», «Танец слепого гиганта» и «Буря» по одноимённой пьесе Шекспира, где исполнила роль Миранды.

В 1996 году последовала первая заметная работа в кино — короткометражная драма «Парклэндс», где Бланшетт исполнила главную роль. Фильм рассказывал историю девушки Рози, которая узнала правду о коррумпированном прошлом недавно скончавшегося отца. Эта работа требовала большой эмоциональной отдачи, но Бланшетт прекрасно справилась с ролью.

С тех пор внимание актрисы в значительной степени переключилось на кино. В 1997 году она появилась только в одной театральной постановке, сыграв Нину в «Чайке» по пьесе А. П. Чехова, но в то же время на экраны вышло сразу три фильма с её участием. Сначала была роль медсестры Сьюзан Макарти в драме «Дорога в рай» с Гленн Клоуз и Фрэнсис Макдорманд — фильме о женщинах, которых во время Второй мировой войны свела судьба в японском концентрационном лагере для военнопленных на острове Суматра.

Далее последовала романтическая комедия «Слава богу, он встретил Лиззи», которую австралийские критики назвали самым пикантным и остроумным фильмом года. Роль Лиззи принесла Бланшетт первые кинонаграды — премию Австралийского института кино  и премию Общества кинокритиков Австралии.

И, наконец, третьим фильмом 1997 года для Бланшетт стала историческая мелодрама «Оскар и Люсинда» по одноимённому роману Питера Кэри, за который в 1988 году писатель был удостоен Букеровской премии. Продюсеры сначала сопротивлялись намерению режиссёра Джиллиан Армстронг  пригласить на главную женскую роль Бланшетт — на тот момент она была популярна только в Австралии и неизвестна в США и других странах, — но затем уступили, увидев предыдущие работы актрисы в кино.

Они не пожалели о своём выборе: Бланшетт блестяще исполнила роль богатой наследницы Люсинды Лепластриер, которая на пути в Австралию встречает за карточным столом бедного священника Оскара Хопкинса и предлагает ему пари — Оскар обязуется в целости и сохранности доставить в Австралию стеклянную церковь, построенную на принадлежащем Люсинде стекольном заводе, а девушка в случае удачи предприятия обещает отдать ему все своё состояние. Хотя фильм явно не был рассчитан на широкого зрителя и не имел больших сборов в прокате — при бюджете в 12 миллионов долларов его прибыль составила всего около 2-х миллионов, — критики положительно оценили первую главную роль Бланшетт в полнометражном кино, назвав созданный ею образ Люсинды ярким и убедительным. Кроме того Бланшетт была номинирована как лучшая актриса на премию Общества кинокритиков Австралии.

Признание

Главным событием 1998 года для Бланшетт стала роль королевы Англии Елизаветы I в исторической драме индийского режиссёра Шекхара Капура «Елизавета». В фильме были отражены юность Елизаветы I, обстоятельства её восхождения на трон и ранний период правления. Одним из центральных сюжетов стала история любви молодой королевы и её фаворита лорда Роберта Дадли, графа Лестера. Партнёрами Бланшетт по фильму были Джозеф Файнс, Джеффри Раш и Венсан Кассель, сыгравшие соответственно лорда Дадли, советника королевы сэра Фрэнсиса Уолсингема и претендента на её руку эксцентричного герцога Анжуйского, будущего короля Франции Генриха III.

Бланшетт в роли Елизаветы, принесшей ей мировую популярность

Благодаря роли Елизаветы Бланшетт приобрела мировую известность. Она была номинирована на получение премии «Оскар» и премии Гильдии киноактёров США, завоевала награды «Золотой глобус» и BAFTA. Пресса же вновь восторженно отозвалась о её игре — по мнению критиков актриса идеально справилась с ролью и создала впечатляющий образ великой королевы.

В 1999 году Бланшетт чередовала игру на сцене со съёмками в кино. Она была задействована в двух театральных проектах в Лондоне — спектакле «Изобилие» и постановке театра Олд-Вик «Монологи вагины», которая собрала поистине звёздный состав. Также один за другим на экраны вышло четыре фильма с её участием — девятиминутная короткометражная картина «Истории потерянных душ», костюмная мелодрама «Идеальный муж» по пьесе Оскара Уайльда, комедия «Управляя полётами» и психологический триллер «Талантливый мистер Рипли» по одноимённому роману Патриции Хайсмит.

В последних трёх фильмах она исполняла роли второго плана, с успехом воплотив на экране три абсолютно разных по характеру образа. В «Идеальном муже», где её партнёрами были Минни Драйвер, Руперт Эверетт и Джулианна Мур, она сыграла леди Гертруду Чилтерн, супругу английского аристократа и политика, а в фильме «Управляя полётами» — Конни, жену героя Джона Кьюсака, авиадиспетчера Ника Фальцоне. Летом 1999 года Бланшетт снялась в одной из частей фильма мужа «Тайны заблудших душ»  — короткометражке Bangers русск..

В «Талантливом мистере Рипли» Бланшетт исполнила небольшую роль богатой аристократки Мередит Лог. Режиссёр Энтони Мингелла опасался, что Бланшетт может отказаться от роли, сочтя её незначительной, но актриса, прочитав сценарий, согласилась принять участие в фильме. Хотя в оригинальном романе героини Бланшетт вообще не существовало, Мингелла дописал её роль, увеличив длительность сцен с появлением актрисы. В конечном итоге Бланшетт была номинирована на премию BAFTA как лучшая актриса второго плана.

В 1999 году журнал People включил Бланшетт в список 50-ти самых красивых людей мира.

В 2000 году Бланшетт появилась в двух картинах. В первом фильме — драме Салли Поттер «Человек, который плакал» с участием Джона Туртурро, Джонни Деппа и Кристины Риччи — Бланшетт исполнила роль Лолы, русской танцовщицы кабаре. Также в этом фильме снялся Олег Янковский, сыгравший эпизодическую роль отца главной героини.

Вторым фильмом этого года был мистический триллер Сэма Рейми «Дар». Роль ясновидящей Аннабель Уилсон стала очередным важным этапом в развитии кинокарьеры актрисы. Действие фильма происходит в провинциальном городке американского юга. Вдова Аннабель растит в одиночку троих сыновей, видит призраков и зарабатывает на жизнь, предсказывая будущее по картам таро. Благодаря своему дару она помогает полиции раскрыть загадочное дело об исчезновении молодой женщины и разоблачить убийцу. Фильм собрал более 44 миллионов долларов в мировом прокате, но получил достаточно сдержанные отзывы критиков, которые приписали его успех исключительно мастерству Бланшетт:

Австралийская актриса Кейт Бланшетт, качественной игрой единолично спасает «Дар» от абсолютного конфуза.

Просмотров: 1662


<<< Бандерас, Антонио
Брэйди, Элис >>>