Кинематограф США // Дассен, Жюль

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Дассен, Жюль
2. Фильмография
3. Театральные постановки в США
4. Разное
5. Семья



Жюль Дассен — кинорежиссёр и актёр, классик жанра нуар, лауреат премии Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Отец французского эстрадного певца Джо Дассена.

Биография

Ранние годы

Жюль Дассен родился под именем Джулиус Мозес Дассин в городке Миддлтаун округа Миддлсекс в штате Коннектикут на восточном побережье США в набожной еврейской семье недавних иммигрантов из Российской империи, один из восьми детей. Его отец Шмил Дассин был парикмахером из Одессы, мать Берта Фогель  — домохозяйкой из Польши. Дед режиссёра занимался производством париков для Одесского оперного театра. Вскоре после рождения Джулиуса вся семья переехала в нью-йоркский район Гарлем, учился Дассен в средней школе Морриса в Бронксе.

После кратковременного обучения в Европе, Дассен начал театральную карьеру на идише в нью-йоркской еврейской пролетарской труппе «АРТЕФ» в 1934 году, когда театр въехал в собственное здание на Бродвее. Эта новаторская труппа была создана режиссёром Бенно Шнайдером — воспитанником вахтанговской театральной студии «Габима» — в МХАТовских традициях и находилась под сильным влиянием советского авангардизма середины 20-х годов, не исключая и прокоммунистической направленности. С 1936 года Дассен уже в основном актёрском составе, играл главным образом в пьесах Шолом-Алейхема, а также в «Рекрутах» Липы Резника и пьесах Мойше Кульбака «Разбойник Бойтрэ» и «Биньёмен Магидов». Одновременно зарабатывал на жизнь сочинением сценариев для популярного в те годы радиочаса Кейт Смит и постановкой одноактных комедий в летних еврейских рабочих лагерях «Кэмп Киндерланд» и «Кэмп Ништ Гедайгет» в Катскильских горах. В одном из этих лагерей он познакомился со своей будущей женой, скрипачкой Беатрис Лонер. После окончания еврейской школы в Бронксе, Беатрис Лонер, чей отец иммигрировал в США из Австрии, продолжила обучение в Джулиардской школе музыки под руководством британского скрипача и педагога Харольда Беркли, но оставила музыкальную карьеру вскоре после замужества.

Голливуд

YoungJulesDassin.jpg

После распада труппы АРТЕФ в 1940 году — Дассен впервые выступил в роли режиссёра, поставив Medicine Show на Бродвее. Умеренный успех постановки привёл к его переезду в Лос-Анджелес, где он вскоре начал работать в Голливуде, подписал семилетний контракт с компанией Метро-Голдвин-Майер и уже в следующем году дебютировал короткометражной экранизацией рассказа Эдгара По «Сердце-обличитель». На протяжении 1940-х годов Дассен снял ряд полнометражных лент, но в 1947 году, остро ощущая отсутствие творческой свободы, прервал контракт с MGM и вернулся в Нью-Йорк. Здесь он начал сотрудничать с независимыми кинокомпаниями и один за другим снял четыре культовых детективных фильма в стиле нуар с налётом удачно найденного им неореализма, принёсших ему известность и кассовый успех — Brute Force, 1947; Naked City, 1948; Thieves’ Highway, 1949; и Night and the City, 1950.

Во всех четырёх картинах Дассен отдаёт явное предпочтение саспенсу и напряжённости перед откровенными сценами насилия, ставшими уже как будто неотъемлемой частью гангстерского кино. Начиная со второго из них он настаивает на проведении съёмок на реальных улицах Нью-Йорка и на использовании непрофессиональных статистов, что было весьма отлично от общепринятой тогда практики студийной съёмки.

В чёрном списке

Однако ещё до окончания съёмок картины «Ночь и город» в Лондоне дальнейшая карьера режиссёра в США была прервана его коллегой Эдвардом Дмитрыком, который в набиравшую обороты эпоху маккартизмa освидетельствовал членство Дассена в коммунистической партии перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. Дассен, попав в «Чёрный список» Голливуда, остался практически без работы и, так и не дождавшись собственной повестки от HCUA, в 1953 году был вынужден переехать вместе со всей семьёй в Париж, где к тому времени уже сложилось целое сообщество, таких же как и он, голливудских невозвращенцев.

После пяти лет мытарств и безуспешных попыток вернуться в кино во Франции и Италии, Дассену всё же удалось получить новый контракт и продолжить кинематографическую деятельность во Франции, впоследствии в Греции и вновь в США — Rififi, 1955; Never on Sunday, 1959; Phaedra, 1961; Topkapi, 1964. Большинство из этих фильмов, в первую очередь «Ночь и город», «Рифифи» и «Кинжал Топкапи», стали классикой жанра нуар. Франсуа Трюффо назвал «Рифифи» лучшим фильмом жанра.

JulesDassin3.jpg

Новая жизнь

В 1955 году на фестивале в Каннах Дассен познакомился с начинающей греческой актрисой Мелиной Меркури, вскоре развёлся с Беатрис Лонер и в начале 1960-х годов поселился с новой женой в Греции. Успешное использование греческой тематики и несказанная популярность картины «Только не в воскресенье» сделали супружескую пару Дассен-Меркури чем-то вроде национальных героев в этой стране. Мелина Меркури снялась в главных ролях в большинстве картин Дассена этого периода, включая такие известные как «Кинжал Топкапи» с Максимилианом Шеллом и Питером Устиновым, «Никогда в воскресение», «Федра» и «Страстная мечта» — последняя роль Мелины в кино.

Жюль Дассен был продюсером и автором или соавтором сценария в большинстве своих картин, а также снялся в некоторых из них, в том числе под псевдонимом Perlo Vita. В картине Только не в воскресенье, Дассен и Меркури сыграли главные роли. В годы диктатуры в Греции Дассен и Меркури жили в Нью-Йорке и во Франции, затем вновь поселились в Афинах, где Меркури стала членом парламента, а с 1981 года — министром культуры Греции. С 1980 года, устав от трудностей финансирования некоммерческого кино, Дассен сконцентрировался главным образом на театральных постановках в Афинах. После смерти Мелины в 1994 году он остался жить в Афинах в своём особняке на улице Мелины Меркури один.

Жюль Дассен с сыном Джо
Жюль и Джозеф Дассен


Просмотров: 3076


<<< Данн, Гриффин
Де Милль, Сесиль Блаунт >>>