Кинематограф США // Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу
07 февраля 2011Оглавление:
1. Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу
2. Персонажи
3. Интересные факты
«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» кинофильм Стэнли Кубрика. Антимилитаристская сатира на военные программы и правительства США времён холодной войны. Снят в 1963 году и выпущен в прокат в 1964 году. Фильм является вольной экранизацией романа Питера Джорджа «Красная угроза». В отличие от романа, являющегося драмой, фильм представляет собой комедию.
Сюжет
Командующий американской военно-воздушной базы бригадный генерал Джек Д. Риппер на почве антикоммунистической паранойи возникшей в результате импотенции, начинает массированную атаку на Советский Союз бомбардировщиками B-52, несущими ядерное оружие. Он обосновывает свои действия якобы раскрытым им мифическим «коммунистическим заговором»: по убеждению генерала, проводимое с 1946 года хлорирование воды было введено коммунистами с целью нарушения «чистоты жизненных соков» добропорядочных американских граждан.
Генерал блокировал возможность отозвать самолёты и отказывается сообщить командованию код отзыва. Персоналу базы объявлено, что СССР и США обменялись ядерными ударами, и в силу вступает «план R» чрезвычайный военный план, позволяющий высшему офицерскому составу отдавать приказы наносить удары возмездия в случае уничтожения командования в Вашингтоне советской обезглавливающей атакой. Кроме того, Риппер приказывает конфисковать все радиоприёмники, чтобы вверенные ему войска не узнали о его афере.
Во время чрезвычайного совещания в Пентагоне президент США Меркин Маффли, генерал «Бак» Тёрджидсон, постоянно жующий жевательную резинку, и другие высшие чины пытаются найти в этой ситуации оптимальный выход. Голоса тех, кто призывает использовать ситуацию и разделаться с СССР раз и навсегда, примерно равны голосам тех, кто настаивает на том, что войны нужно избежать любым способом. Президент решает поддержать вторых.
Генерал Тёрджидсон, напротив, пытается убедить президента в необходимости использования «преимуществ» данной ситуации. По его мнению, в случае первого удара США уничтожат 90 % советских ракет ещё до того, как ракетные войска СССР смогут ответить, в результате чего Америка добьётся окончательной победы в глобальном масштабе с «допустимыми» потерями в 10—20 млн человек. Он шокирован, услышав, что президент Маффли срочно вызывает советского посла Алексея де Садецкого. Генерал борется с дипломатом, у них в руках миниатюрная фотокамера, законспирированная под спичечный коробок. Версия генерала советский дипломат ведёт шпионскую деятельность в сверхсекретной Военной комнате в Пентагоне. Версия дипломата его подставили и пытались подсунуть камеру. В фильме не показано, как было на самом деле. Генерал требует выставить дипломата, сорвав тем самым возможность мирного урегулирования. В конце фильма, зная о том, что вот-вот человечеству придет конец, советский посол все равно не может устоять перед соблазном тайно сфотографировать сверхсекретный американский объект, делает это на шпионскую фотокамеру, спрятанную в карманных часах.
Противодействие «ястребов» не мешает американскому президенту связаться по горячей линии с председателем Совета Министров СССР Дмитрием Кисовым и, обменявшись любезностями, сообщить о «небольшой неприятности» с ядерной атакой. Поскольку Маффли не в состоянии отозвать собственные самолёты, он предлагает своему советскому коллеге всю необходимую информацию, чтобы попросту сбить их. Премьер СССР, находящийся в нетрезвом состоянии, отвечает, что этот вопрос «не к нему, а к командованию ракетными войсками в Омске» и предлагает американскому президенту позвонить туда через омскую справочную.
Одновременно начинается штурм военной базы, на которой засел генерал Риппер. Среди офицеров базы оказывается капитан Британских ВВС Лайонел Мандрейк, который, услышав по радио музыку вместо сигналов гражданской обороны, осознает весь ужас происходящего и безуспешно пытается выведать у Риппера код отзыва самолётов. Персонал базы отчаянно сопротивляется, так как Риппер заранее «предупредил» своих подопечных, что прибывшие американские войска «на самом деле» являются переодетыми русскими. Риппер и Мандрейк, выслушивающий безумные поучения о ценности дистиллированной воды и «жизненных соках» организма, составляют последний эшелон обороны, расстреливая через окно свои же войска из пулемёта.
Когда база уже взята штурмом, Риппер кончает жизнь самоубийством, так и не выдав секретный код. Разбирая бумаги своего сумасбродного начальника, Мандрейк находит намёки на то, каким должен быть код отзыва. Тем не менее, его арестовывают, и он долго упрашивает полковника «Бэт» Гуано, чтобы тот разрешил ему сообщить код в Вашингтон. Так как телефонная линия оборвана, Мандрейку приходится звонить с телефона-автомата, для чего он использует монеты из автомата с «Кока-колой». «Бэт» Гуано долго пытается противодействовать незаконному взлому автомата, считая частную собственность неприкосновенной, предупреждает помощника генерала о том, что ему придется судиться с компанией Кока-кола.
В это время советская ПВО пытается сбить замеченные на радаре американские самолёты. Несколько бомбардировщиков было сбито, самолет под командованием майора из Техаса Дж. Т. Конга по кличке «Кинг» получает серьезные повреждения, у него полностью уничтожены средства связи и утекает горючее. Когда приходит код доступа, оставшиеся самолёты возвращаются на базы, и только самолёт майора Конга, не получивший сигнал отбоя, продолжает упорно прорываться к запасной цели. Он движется ниже зоны видимости советских радаров, поэтому советско-американские усилия остановить его терпят неудачу.
В этот момент советский посол Алексей Садецкий сообщает президенту США, что в СССР построена управляемая ЭВМ Машина судного дня, которая автоматически сработает и посредством взрыва «кобальт-ториевой» бомбы уничтожит всю жизнь на планете за десять месяцев, если хотя бы одна атомная бомба взорвётся на советской территории. Присутствующий на совещании эксцентричный эксперт по стратегии, прикованный к инвалидному креслу доктор Стрейнджлав, немецкий учёный нацист после войны переселившийся в Америку, поясняет, как удобно и эффективно такое устройство, и что в случае его активизации противодействовать ему невозможно. Кажется, что перспектива уничтожения всего человечества в результате ядерной войны очень даже интригует доктора.
Самолёт майора Конга из-за утечки топлива не может добраться ни до главной, ни до второстепенной цели его полёта, и его экипаж решает нанести удар по ближайшему советскому военному объекту. Достигнув цели, он пытается сбросить бомбы, но бомболюки заклинивает. Майор Конг лично спускается к бомбам, оседлав одну из них подобно ковбою, чинит механизм сброса и вместе с бомбой радостно улетает вниз, на советскую военную базу в Котласе. Поднимается облако ядерного взрыва.
Тем временем в бункере доктор Стрейнджлав с энтузиазмом предлагает использовать грядущую гибель цивилизации с пользой для дела — спрятать «лучших представителей человеческой расы», в подземных убежищах, чтобы они могли там беспрепятственно и усиленно размножаться, а через несколько десятилетий вернулись на очищенную от прочей жизни поверхность Земли. В силу ограниченности места в шахтах-убежищах число «избранных» Стрейнджлав ограничивает в 200 тыс. человек, отобранных в пропорции «десять женщин на одного мужчину». Довершает фашистско-евгеническую логику доктора предложение селективного отбора кандидатов на выживание: женщин следует отбирать по признаку молодости и привлекательности, а мужчин — умственных и физических возможностей, а также сообразно влиянию в политике и бизнесе.
При этом доктор никак не может справиться со своей правой рукой, которая то рефлекторно вскидывается в нацистском приветствии, то начинает его душить. Ещё сложнее с обращением к президенту: Стрейнджлав называет его то «Майн президент», то «Майн фюрер». В самом конце фильма, перед сценами с многочисленными ядерными взрывами, Тёрджидсон, увлеченный картиной будущего, требует остановить русских от вторжения в шахты, посол Садецкий отходит, чтобы активировать взрывное устройство, а доктор Стрейнджлав неожиданно встаёт с инвалидной коляски, и сообразив, радостно восклицает: «Мой фюрер, я могу ходить!».
Под лирическую мелодию времён Второй мировой войны «Мы встретимся с вами снова» один за другим по всей планете взрываются ядерные заряды.
Просмотров: 3385
|