Кинематограф США // Космическая одиссея 2001 года - В ролях
08 февраля 2011Оглавление:
1. Космическая одиссея 2001 года
2. В ролях
3. Философия
4. Музыка
5. Легенды вокруг фильма
6. Сиквел
7. Влияние фильма на культуру
Актёр | Роль |
---|---|
Кир Дулли | Дейв Боумен Дейв Боумен |
Гари Локвуд | Фрэнк Пул Фрэнк Пул |
Уильям Сильвестер | Хейвуд Флойд Хейвуд Флойд |
Леонард Росситер | Андрей Смыслов Андрей Смыслов |
Маргарет Тайзак | Елена Елена |
Роберт Битти | Ральф Халворсен Ральф Халворсен |
Син Салливан | Бил Майклс Бил Майклс |
Дуглас Рейн | HAL 9000 HAL 9000 |
Фрэнк Миллер | диспетчер миссий |
Производство
Вскоре после завершения съёмок фильма «Доктор Стрейнджлав», Кубрик заинтересовался вопросом жизни вне Земли и решил сделать «хороший пресловутый фильм о научной фантастике». Режиссёр начал поиск подходящего соавтора из научно-фантастического сообщества, Роджер Карас из Columbia Pictures посоветовал ему Кларка в качестве партнёра. И хотя Кубрик был убеждён, что Кларк «отшельник, орех, живущий в дереве», он всё-таки послал писателю телеграмму, на которую Кларк ответил своим согласием и «ужасной заинтересованностью», а также, что не понимает, почему «Кубрик думает, что я отшельник?».
Поиск материала
Когда Стэнли Кубрик впервые встретился с Артуром Кларком в апреле 1964 года, он хотел сделать фильм об отношении человека и Вселенной, а Кларк был намерен «создать произведение искусства, которое вызовет удивление, трепет… и даже, если это уместно, ужас». Кларк предложил Кубрику шесть его рассказов, и в мае Кубрик выбрал один из них как основу для будущего фильма. Чтобы собрать больше материала и расширить сюжет, он посвятил остаток 1964 года чтению научных трудов по антропологии, просмотру фантастических фильмов и сеансам мозговых штурмов. Кларк и Кубрик в течение двух лет трансформировали The Sentinel в роман, а затем в сценарий для фильма.
Внеземной разум
Астроном Карл Саган пишет в своей книге, что Стэнли Кубрик обращался к нему с вопросом о внеземной жизни. Кубрик хотел привлечь актёров для изображения инопланетных гуманоидов, однако Саган был убеждён, что инопланетные формы жизни вряд ли имеют сходство с жизнью земной, и подобное изображение добавит элемент фальши в фильм. Саган предложил лишь обозначить существование внеземного разума, но не изображать его. Он присутствовал на премьере и был рад тому, что оказал некоторую помощь. Кубрик намекнул в фильме на существование невидимой инопланетной расы, предположив в интервью 1968 года, что, пройдя миллионы лет эволюции, эти гуманоиды инопланетной расы стали бессмертными машинами, а затем существами из «чистой энергии и духа».
Суперкомпьютеры
Кубрик наделил главный компьютер миссии «Юпитер» интеллектом на уровне человека и способностью различать человеческие эмоции. Режиссёр согласился с мнением компьютерных специалистов, что сложные компьютеры с возможностью самообучения на основе накопленного опыта рано или поздно разовьют такие эмоции, как страх, ненависть, любовь и зависть. В конечном итоге эти машины станут подвержены обычным человеческим расстройствам психики, как HAL в этом фильме.
Кларк заявил, что схожесть имени компьютера HAL с аббревиатурой IBM является полным совпадением. HAL расшифровывается как «Heuristically programmed ALgorithmic computer» или «Heuristic ALgorithmic computer».
В глобальном смысле эвристика это наука, изучающая творческую деятельность. В кибернетике эвристический способ решения задачи это метод проб и ошибок, следуя которому компьютер выбирает оптимальный вариант решения, частично основываясь на предыдущем опыте решения подобных задач. Компьютер с эвристическим анализом способен отклоняться от заранее заданных инструкций и самостоятельно принимать решения, что является неотъемлемой частью искусственного интеллекта.
Космические корабли
Все транспортные средства в фильме были изготовлены очень тщательно, внимание уделялось даже мелким деталям интерьера для большей реалистичности. Команда по моделированию во главе с двумя экспертами из НАСА, научным консультантом Фредом Ордвеем и постановщиком Гарри Ланге, была озабочена проработкой функции каждого отдельного компонента систем корабля, маркировкой отдельных кнопок, а также вывода на экраны вероятных операционных, диагностических и других данных. Дуглас Трамбулл, создатель специальных эффектов, пишет: «Одной из наиболее серьёзных проблем, которые мешали нам на протяжении всего производства, была необходимость отслеживать все новые идеи, изменения, переоценки и изменения дизайна, а также сюжета». Ордвей отметил, что у промышленности США были проблемы с производством необходимых для воплощения идей Кубрика компонентов, а дизайн транспортных средств часто обновлялся, учитывая изменения в сценарии."В конце концов, все эти проблемы были решены и к началу съемок в декабре 1965 года были готовы все окончательные варианты конструкций космических кораблей.
Съёмки
Основные съёмки начались 29 декабря 1965 года в Shepperton Studios. Студия была выбрана потому, что могла вместить яму размером 60x120x60 футов для съёмки сцены раскопок в кратере Тихо. В январе 1966 года производство было перемещено в британскую студию MGM, где велись натурные съемки, а также создавались спецэффекты.
Съёмки с актёрами были завершены в сентябре 1967 года, а с июня 1966 по март 1968 Кубрик был занят в основном разработкой 205 спецэффектов для фильма. Режиссёр применил специальную технику для создания визуальных эффектов, избегая ухудшения качества изображения с помощью Хромакея и Matte. Монтаж фильма был завершен Кубриком в марте 1968 года, незадолго до выхода фильма на экраны в апреле того же года.
Вырезанные сцены
Вырезанные сцены «Космической Одиссеи» обычно делят на две категории: сцены, которые были удалены во время монтажа, и сцены, которые Кубрик удалил после премьерного показа.
Сцены, вырезанные при монтаже, включали сцену, показывающую, как на Луне живут дети колонистов. Вторая сцена изображала Хэйвуда Флойда, покупающего для его дочери детёныша галаговых через видеофон в универмаге. И наконец, самой известной вырезанной сценой был 10-минутный чёрно-белый ролик, снятый в виде интервью с реальными учёными, где они обсуждали внеземную жизнь. Кубрик удалил эту сцену ещё после самого первого пробного показа, устроенного для руководства «MGM».
Сцены, вырезанные уже после премьерного показа, включали кратковременные и в основном немые кадры, среди которых было несколько сцен в прологе «The Dawn of Man», которые больше раскрывали изменения в поведении обезьян после воздействия на них Монолитом. Затем было вырезано несколько кадров, показывающих бытовую повседневность на «Дискавери», несколько кадров с Боуменом в космосе, как Боумен забирает запасную деталь для антенны из специальной ниши в восьмиугольном коридоре, дополнительные кадры в сцене гибели Пула, включая всю его подготовку к выходу в космос, несколько кадров с HALом, где он отключает радиосвязь с шатлом Пула, прежде чем его убить, и наконец, небольшая сцена в финале, где Боумен, блуждая в инопланетной комнате в скафандре, подбирает с пола у подножья кровати комнатную туфлю.
В декабре 2010 года создатель спецэффектов фильма Дуглас Трамблл объявил, что «Warner Brothers» нашла в Канзасе вырезанный видеоматериал длиной примерно 17 минут, который, по их словам, неплохо сохранился. Как было заявлено, это вырезанный материал постпремьерной редакции. Однако никаких сведений о том, будут ли эти вырезанные сцены вставлены в фильм или вообще будут ли продемонстрированы, пока не поступало.
Просмотров: 6837
|