Кинематограф США // Нечто (фильм, 1982) - Работа над фильмом

17 июля 2011


Оглавление:
1. Нечто (фильм, 1982)
2. Сюжет
3. Создатели фильма
4. Работа над фильмом
5. Забракованный материал
6. Саундтрек
7. История проката



Истоки

Американский постер к фильму «Нечто из иного мира» — первой экранизации рассказа Джона Кэмпбелла «Кто идёт?».

В основе сценария фильма «Нечто» лежит рассказ американского писателя Джона Вуда Кэмпбелла-младшего «Кто идёт?», который был впервые опубликован 26 августа 1938 года в журнале «Astounding Science-Fiction». Кэмпбелл подписался псевдонимом Дон Стюарт, по имени своей жены — Донны Стюарт. Этот рассказ был написан автором в возрасте двадцати восьми лет и стал последней серьёзной работой в карьере Кэмпбелла, как писателя. Рассказ «Кто идёт?» повествует о группе американских исследователей, нашедших в Антарктике потерпевший крушение инопланетный летательный аппарат и замёрзшую инопланетную форму жизни. После того, как находку доставили на исследовательскую станцию, учёные решили разморозить инопланетный организм, который оказался чрезвычайно опасным и способным имитировать любое живое существо, с которым ему удалось побывать в физическом контакте. Часть учёных превращается в «инопланетные копии», а оставшиеся в живых люди пытаются найти способы определения, кто из них остался человеком, а кто стал инопланетной формой жизни. В конечном итоге им удается найти простой метод, с помощью которого им удалось вычислить и уничтожить инопланетных клонов, предотвратив от заражения всё человечество.

Впервые рассказ «Кто идёт?» был адаптирован для кинематографа и экранизирован в 1951 году. Компания «RKO Pictures» выпустила научно-фантастический фильм «Нечто из иного мира». Его продюсером, сценаристом и фактическим режиссёром выступил Ховард Хоукс, хотя формально режиссёром числится Кристиан Найби. В фильме отсутствовал один из главных элементов оригинального рассказа — способность инопланетного пришельца принимать форму любого живого существа. В результате подобного сценарного решения, герои фильма сталкиваются с существом растительно-подобного происхождения, внешне напоминающим Франкенштейна. Кинокартина имела большой успех у зрителей и стала одной из первых кинолент, в которых инопланетяне прибывают на Землю с недружественными намерениями. Историки кино считают, что этот кинофильм, наряду с фильмом Роберта Уайза «День, когда остановилась Земля» находятся у истоков повышенного интереса кино 1950-х годов к научной фантастике, который преимущественно был обусловлен напряжённостью отношений и холодной войной между СССР и Западом, а также развитием молодёжной культуры в США.

Замысел

Джон Карпентер — режиссёр фильма.

В 1976 году права на рассказ Джона Кэмпбелла были перекуплены у Уибара Старка телевизионным продюсером Стюартом Коэном. Он показал рассказ кинопродюсерам Лоуренсу Турману и Дэвиду Фостеру, которые заключили контракт с киностудией Universal о производстве новой экранизации рассказа. Стюарт Коэн был лично знаком с Джоном Карпентером, поддерживал с ним отношения с кинофакультета Университета Южной Калифорнии. Во время встречи в 1975 году в Лос-Анджелесе они обсуждали данный рассказ, от которого они оба были в восторге, а также возможность его экранизации. Коэн рекомендовал Джона Карпентера на должность режиссёра будущей экранизации, но руководство киностудии Universal первоначально отклонило его кандидатуру.

Вместо него руководство студии по контракту пригласило Тоба Хупера и Кима Хенкеля. Однако Стюарту Коэну не понравился написанный ими вариант сценария, а также и последующие две версии сценария, написанные сторонними авторами. Проект был приостановлен до лета 1979 года, когда на экраны вышел фильм «Чужой» Ридли Скотта. Фильм пользовался успехом у зрителей, и на волне возникшего интереса к фильмам подобного жанра студия Universal решила возобновить работы над проектом. Также в октябре 1978 года в прокат вышел фильм Джона Карпентера «Хэллоуин», который оказался одними из самых коммерчески успешных независимых фильмов того времени. Карпентер выразил своё восхищение фильмом «Нечто из иного мира», показав его на телеэкране в одной из сцен своего фильма «Хэллоуин». После этих двух событий студия всё же заключила контракт с Джоном Карпентером, по которому он становился режиссёром будущего фильма.

Сценарий

В августе 1979 года в качестве сценариста фильма был приглашён Билл Ланкастер, сын известного актёра Берта Ланкастера. Режиссёр Джон Карпентер, продюсер Стюарт Коэн и новый сценарист пришли к соглашению, что необходимо вернуться к концепции оригинального рассказа Кэмпбелла и показать в фильме существо, обладающее способностью изменять форму тела и имитировать любое живое существо. Вскоре Билл Ланкастер представил первые 40 страниц чернового варианта сценария, в котором 37 персонажей оригинального рассказа были сокращены до 12, было изменено начало истории. Также в рассказе Кэмпбелла, в отличии от сценария, замёрзшего чужого находили сразу американцы, так как в Антарктиде не было исследователей из других стран, а начальник станции Гэрри погибал от ассимиляции «нечто», а не от «рук» Блэра. Был существенно переработан и финал, превратившийся из победы людей над инопланетным существом в схватку с неопределённой, по сути, безысходной, апокалиптической концовкой. Написание первого чернового варианта сценария было завершено во второй половине 1980 года. Сценарий в дальнейшем претерпел ряд мелких изменений: имя персонажа Санчеса было изменено на Симмонса, а затем на Уиндоуса — в окончательной версии). Возраст персонажей также был изменён: возраст МакРиди с 32 до 35 лет, а Палмера с 27 до 35 лет. В конечном итоге, последний вариант сценария от 28 июля 1981 года был принят к производству.

Подбор актёров

Актёры, исполнявшие роли в фильме. Фото сделано во время натурных съёмок в Британской Колумбии

Чтобы правдоподобно показать в фильме образы персонажей сценария, менеджер по кастингу Анита Данн вместе с Джоном Карпентером приступили к формированию актёрского ансамбля из 12 человек. Среди выбранных ими актёров было несколько уже относительно известных зрителям. Но никто из них не был настолько известным, чтобы заставить зрителей усомниться в реалистичности происходящих в фильме событий. Исключением был только Курт Рассел, выбранный на главную роль — МакРиди. Его узнаваемость для зрителей и сотрудничество с Карпентером во время работы над фильмами «Элвис» и «Побег из Нью-Йорка» придавало уверенности остальным членам съемочной группы. Также Карпентер в роли Норриса хотел видеть Дональда Плезенса, сыгравшего доктора Лумиса в его фильме «Хэллоуин», но Плезенс не смог принять участие в фильме из-за своего графика съёмок в других кинокартинах.

В фильме отсутствуют женские персонажи: единственная женская роль была в черновой версии сценария, но впоследствии Джон Карпентер решил отказаться от неё и оставить в сценарии фильма только мужские роли.

Эдриенн Барбо, являющаяся на то время женой Джона Карпентера, озвучила компьютер с которым МакРиди играл в шахматы, но в финальных титрах её имя не упоминается.

Создание образа «нечто»

В переработанной концепции Джон Карпентер, как режиссёр фильма, хотел показать существо, ничем не напоминающее человека, в противовес пришельцу, показанному в предыдущей экранизации — в фильме «Нечто из иного мира». Для решения этой задачи продюсеры Лоуренс Турман и Дэвид Фостер пригласили иллюстратора Дейла Кайперса, с которыми они вместе работали над фильмом Пещерный человек. Его также рекомендовал Рой Арбогаст — один из создателей специальных эффектов, задействованный в съёмках будущего фильма. В начале 1981 года Кайперс встретился с Карпентером и нарисовал пробный эскиз. Согласно его концепции, «нечто» должно было быть существом, способным самостоятельно создавать форму своего тела, с конечностями, принимающими любые формы. Это позволяло существу прицепляться к голове жертвы и сканировать альфа-волны её мозга, чтобы воссоздать её точную копию. По задумке Кайперса, инопланетное существо могло испускать галлюциногенный газ, вызывавший видения. Кайперсом также были сделаны модели, нарисованных им существ. Джон Карпентер одобрил эти идеи и привлёк Кайперса к работе над фильмом. Но вскоре после этого с художником произошёл несчастный случай, и ему требовалось около двух месяцев на период восстановления. Карпентера не устраивала возможная задержка проекта, и он передал наработки Кайперса Робу Боттину — мастеру по специальному гриму и спецэффектам, привлечённому к созданию фильма. Боттин был учеником Рика Бэйкера и уже работал с Джоном Карпентером при создании фильма «Туман». Надо отметить, что на момент создания фильма «Нечто» Робу было всего 22 года, но это был уже восьмой фильм в его фильмографии. Боттин только что закончил работу над фильмом Джо Данте «Вой». Приступая к созданию образа «нечто», он не хотел соперничать с образом пришельца из вышедшего в 1979 году фильма «Чужой». И хотя ему нравилась общая концепция «нечто», он хотел, чтобы образ меньше всего напоминал ксеноморфа. Боттин не любил работать с чужими эскизами, и поэтому выдвинул свою собственную, новую концепцию «нечто». Он предложил существо, способное в любой момент принимать любую форму своих жертв, включая их отдельные части, либо их комбинации. Боттин разрабатывал внешний вид «нечто» совместно с Майклом Плугом, который с Ментором Хьюбнером занимался раскадровкой съёмок фильма. Сценарист Билл Ланкастер также принимал участие в обсуждениях и соответствующим образом изменял сценарий.

Место проведения съёмок

Самой большой проблемой, с которой столкнулся художник-постановщик фильма Джон Ллойд, был поиск подходящей натуры, на которой можно было бы построить реалистичные декорации антарктической исследовательской станции. После исключения штата Монтана, в котором проводились съемки фильма «Нечто из иного мира» 1951 года, Ллойд со своей командой отправился на поиски подходящей местности в Британскую Колумбию в Канаде. В результате поездки, хорошее место было найдено недалеко от городка Стюарт, расположенного у края ледника. Плато было окружено небольшими горными вершинами, что создавало живописные задние планы для съёмок. Строительство декораций должно было закончиться в течение летних месяцев, когда снег в этой местности, за исключением ледника, отсутствовал. Из городка Стюарт до места строительства можно было добраться только по узкой шахтёрской дороге. Строительство декораций заняло несколько недель. По его окончании, начался снегопад, поставивший вопрос о расчистке дороги для транспортировки дополнительного оборудования. К началу съёмок фильма, стартовавших в декабре, декорации исследовательской полярной станции были готовы.

Съёмки

Фильм был снят на 35-мм киноплёнку кинематографическими камерами Panavision с использованием одноимённой оптики и кинематографического процесса Panavision.

Производственный отдел фильма, под давлением Гильдии режиссёров, был вынужден начать съёмки, согласно графику, в июне 1981 года. Заснеженные пейзажи ледяных полей были отсняты за две недели в административном округе Джуно, на Аляске. Эти кадры, на которых вертолёт норвежцев преследует собаку, бегущую по снежной пустыне, стали начальной частью кинокартины.

Вторая съёмочная группа под руководством Стюарта Коэна и Джона Карпентера отправилась на короткий срок на настоящую исследовательскую станцию. В это время мастера по спецэффектам — Боттин и Плуг занимались разработкой и подготовкой эффектов для эпизодов, съёмки которых начались в августе 1981 года в специально охлаждаемом съёмочном павильоне киностудии Universal. Температура в охлаждаемом павильоне поддерживалась на уровне + 4°С при помощи сухого льда, определённой влажности и др. Сложности создания охлаждённых декораций усиливались тем, что лето 1981 года стало одним из самых жарких в истории Лос-Анджелеса. Всё это создавало массу проблем и актерам и всей съёмочной группе, потому что резкий переход из тепла в холод и обратно тяжело переносился большинством людей. Этот съёмочный период продолжался 9 недель.

Затем съёмки были возобновлены в декабре 1981 года. Они проходили в течение трёх недель неподалёку от местечка Стюарт в Британской Колумбии, где были построены декорации полярной исследовательской станции. На протяжении этого периода съёмочная группа и актёры жили в городской гостинице и на барже, пришвартованной в городском порту. Ежедневно их доставляли на съёмочную площадку по единственной узкой горной дороге.

Спецэффекты

Работа над спецэффектами в фильме «Нечто» началась в апреле 1981 года, длилась 57 недель и была окончена в конца мая 1982 года.

В павильоне киностудии были отсняты все эпизоды, в которых актёры взаимодействовали с «нечто». Когда основное подразделение закончило съёмки в октябре 1981 года, работа над спецэффектами продолжилась ещё в течение шести недель в специализированном профильном подразделении киностудии Universal-Hartland. В этот период Боттин возглавил команду из сорока дизайнеров, художников, скульпторов и операторов, которые «оживляли» «нечто».

Хотя задуманные спецэффекты для существ были весьма амбициозны для своего времени, для их создания применялись простейшие технологии. Для макетов существ делались глиняные скульптуры, по ним изготавливались формы из вспененного латекса, к которым приделывались необходимые детали и устанавливались аниматронные механизмы. В своей работе над спецэффектами в фильме Роб Боттин применил все известные и доступные ему в то время технологии и материалы: аниматронику, технику обратного воспроизведения отснятого материала и т. д. Им применялись такие материалы, как желатин, уретан, оргстекло, резина, пенолатекс, и лубрикант от компании «KY Jelly». Боттин использовал для спецэффектов и нетрадиционные материалы: разогретую и расплавленную жевательную резинку, клубничное варенье, майонез и пищевые наполнители.

На спецэффекты первоначально было выделено 750 000 $ из общего бюджета фильма, однако, в конечном счёте, сумму пришлось увеличить до 1,5 млн. $.

После того, как основное подразделение окончило съёмки, Майкл Плуг уехал в Лондон, чтобы приступить к работе над съёмками фильма «Супермен 3», а иллюстратор Ментор Хьюбнер продолжил работу с Боттином. В начале 1982 года подразделение спецэффектов начало испытывать давление приближающихся сроков сдачи работы, после того как выход фильма в прокат был запланирован на июль. В марте 1982 года Боттин работал по 18 часов в день, из-за чего был госпитализирован с диагнозом «нервное истощение». В то же время, чтобы не отставать от графика работы, одну сцену со специальными эффектами было доверено воплотить в жизнь Стэну Уинстону, который на тот момент окончил работу над созданием спецэффектов к фильму Побег роботов. «Собака-нечто» для съёмок сцены на псарне была изготовлена командой Уинстона, и его квалифицировання помощь помогла Боттину уложиться в съёмочный график при создании данного эпизода.

Первая часть сцены с собакой-«нечто» была сделана самим Боттином. В этой сцене он применял технику «обратной» съемки, которая использовалась при создании щупалец, обматывающих мёртвую собаку — щупальца втягивались внутрь, отпуская чучело собаки. Вторая часть сцены создавалась при поддержке команды Уинстона, который решил подойти к решению поставленной задачи не от дизайна «собаки-нечто», а от функционала — сперва сделать обычную куклу-марионетку. После её создания он попросил сфотографировать его с поднятой вверх рукой, будто на ней находится марионетка. Потом обрисовал контур, поверх которого сделал дизайн пса-нечто. Скульптуру вылепили, а потом отлили из пенолатекса Джим Кагел и Ланс Андерсон. Кукла имела радиоуправляемые глаза, а кабели позволяли управлять движениями ног и носа, что создавало вид скалящейся собаки. Под полом внутри куклы находился Ланс Андерсон, который управлял всеми движениями головы куклы. Сам Стэн Уинстон отказался от упоминания своего имени в титрах фильма, отметив, что вся заслуга по созданию спецэффектов принадлежит Робу Боттину. Но Уинстону всё равно выразили благодарность, упомянув его в финальных титрах фильма.

Все спецэффекты, происходящие на экране после сцены с перерождением пса-нечто, — неузнаваемое существо с одним глазом, выпускавшее «цветок», образованный собачьими языками с зубами — являются плодом работы Роба Боттина. Он говорит, что это не цветок, а конструкция, состоящая из нескольких собачьих языков с клыками по периметру — ещё одна из его безумных идей.

Кадр из сцены дефибрилляции Норриса-«нечто». Его грудная клетка раскрывается и в следующих кадрах откусывает руки доктору Копперу

Одним из самых эффектных и запоминающихся эпизодов фильма с использованием специальных эффектов стал тот, в котором выяснилось, что Норрис тоже оказался жертвой «нечто». В этом эпизоде есть сцена, в которой персонажа Чарльза Хэллахана пытаются реанимировать с помощью дефибрилляции. Но его грудная клетка раскрывается и откусывает руки доктору Копперу. После этого отделившаяся от туловища голова Норриса трансформируется в паукообразное существо, которое на тонких ножках пытается скрыться из комнаты. Для съёмок этой сцены команде Боттина пришлось создать гидравлическую конструкцию с копией тела актёра сверху неё. Создание копии тела актёра заняло десять дней: команда Боттина делала копии лица актёра с разными выражениями, копии его рук, ног и торса, стараясь сделать волосы на груди идентичными его естественной растительности. Во время съёмки Чарльзу Хэллахану, исполнителю роли Норриса, пришлось восемь часов ждать, пока гримёры поместили его в специально сделанную конструкцию стола. В данной сцене настоящей была только голова, шея и плечи актёра. На месте груди и живота находилась установка, которая должна была открыться, разорвав силиконовую кожу, и «откусить» руки другому персонажу. Также для этой сцены на роль доктора Коппера был найден дублёр, у которого из-за несчастного случая на работе до локтей были ампутированы руки. На голову дублёру была надета силиконовая маска лица Ричарда Э. Дайсарта, исполнявшего в фильме роль доктора. Руки, которые откусывала грудная клетка «нечто», были выполнены из лубриканта KY Jelly, кости были изготовлены из парафина, вены и артерии — из силикона и резины. Следующая сцена данного эпизода снималась после окончания съёмочного периода: шея «нечто» начинала постепенно вытягиваться, отделяя голову от тела. Это было сделано при помощи гидравлического механизма. Под крышкой стола находились два ассистента которые управляли движениями головы и накачивали жидкость в разрывающиеся сосуды. При подготовке к созданию этой сцены у Боттина возникли сложности с растягиванием — у него не было материала, который мог бы растягиваться настолько сильно. Поэтому его команде пришлось экспериментировать с разными смесями. В результате, она остановилась на смеси из расплавленной пластмассы с жевательной резинкой. В следующей сцене эпизода была использована техника обратной перемотки, когда щупальца, вырастающие изо рта головы, цеплялись за мебель. На самом деле, снимался момент отцепления и втягивания щупальцев в рот, а потом при монтаже фильма плёнку просто прокручивали в обратную сторону. Отрастив паучьи ноги, голова постепенно двигалась к выходу. Здесь Боттин использовал радиоуправляемую модель.

В сцене, когда МакРиди проводит тест крови и держит чашку Петри с кровью, которая должна отпрыгнуть, рука на переднем плане была искусственной. Дальнейшие превращения были созданы Робом Боттином при помощи специального грима и аниматроники.

В сценарии «Нечто» не было появления Блэра в человеческом обличье. Однако, Джон Карпентер решил показать зрителям, что данный монстр — это именно Блэр, поэтому в фильм была включена короткая сцена с ним и Гэрри. Она снималась задом-наперед: пальцы Блэра на самом деле извлекались из специального грима в виде силиконовой кожи на лице Дональда Моффата. Для снятия сцены с разлетающимся деревянным настилом на полу, под полом съёмочного павильона была сооружена направляющий жёлоб, в который поместили тяжёлый шар, прикреплённый к скоростной лебедке. Шар тащили лебёдкой по жёлобу, а он подкидывал вверх доски и всё, что на них находилось. Сцена снималась несколькими камерами, чтобы показать происходящее с разных ракурсов. Для финальных сцен также была сделана модель «нечто», которая позже была отснята с помощью покадровой анимации. Создатель моделей Сюзан Тернер до мельчайших деталей создала точную копию подвала, в котором разворачивались события сцены. Аниматору Эрни Фарино потребовалось почти два месяца на создание кукольной арматуры. Съемкой этой сцены занимался Рэндалл Кук. Нужные кадры были отсняты, но в финальную версию фильма они не вошли, так как было очень заметно, что происходящее на экране является покадровой анимацией. Джон Карпентер оставил в фильме лишь короткую часть отснятого материала с покадровой анимацией.

Дизайн названия картины во вступительных титрах был позаимствован из оригинального фильма. Буквы названия были нарисованы на прозрачной плёнке, используемой в мультипликации. За ней находился аквариум, заполненный дымом. Между надписью и аквариумом была помещена рама с натянутым чёрным полиэтиленовым пакетом. Позади всей конструкции была установлена лампа — источник лучей света, проходящих сквозь буквы. Полиэтиленовый пакет был подожжён, и при помощи подобного способа были отсняты «выгорающие» буквы названия фильма: «The Thing». Автором, исполнителем и оператором этой сцены является Питер Куран.

Для фильма Альберт Уитлок, известный художник мэт-пэйнтер, работавший с Альфредом Хичкоком, сделал несколько рисованных изображений для создания в кадре иллюзии окружающей среды. Это были изображения летающей тарелки, находящейся в ледяном кратере, которые затем помещались на переднем, либо заднем плане. Актёров для этих сцен снимали на фоне хромакея.



Просмотров: 8194


<<< Налёт на 13-е отделение полиции
Палата (фильм, 2010) >>>