Кинематограф США // Нетерпимость (фильм)

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Нетерпимость (фильм)
2. Художественные особенности
3. Влияния на фильм
4. Работа над фильмом
5. Прокат фильма
6. Влияние на культуру
7. В ролях
8. Съёмочная группа



«Нетерпимость» — американский художественный фильм Дэвида Гриффита, этапный фильм в развитии мирового кинематографа, считается одним из величайших шедевров эпохи немого кино. Фильм также назвали «единственной кинофугой». Профессор Теодор Хафф, один из ведущих кинокритиков первой половины ХХ века, заявил, что это был единственный кинофильм, достойный занять место рядом с «Пятой симфонией» Бетховена, шедеврами Микеланджело и т. д. в качестве отдельного произведения искусства. Фильм был создан в ответ на критику, которая обрушилась на предыдущий фильм Гриффита, «Рождение нации», из-за его явного расистского содержания.

Сюжет

Intolerance-lillian gish.jpg

Гриффит показал 4 эпохи: древняя Иудея, Вавилон, Франция, наши дни. Гриффит строит действие своего фильма единовременно, свободно переходя от Вавилона к современности и обратно, а не в хронологическом порядке. Части связываются в единое целое образом женщины, укачивающей ребенка, и строками из Уолта Уитмена: «И вечно будет колыбель качаться, /Плетя времён связующую нить, /Воспев и радости, и горькое страданье.»

Эти разные истории сперва потекут, подобно четырем потокам, на которые смотришь с вершины горы. Вначале эти четыре потока побегут отдельно, плавно и спокойно. Но чем дальше будут они бежать, тем все больше и больше будут сближаться, тем быстрее будет их течение, и, наконец, в последнем акте они сольются в единый поток взволнованной эмоции.

— Дэвид Гриффит

Эпизод «Падение Вавилона»

Главный жрец Баала. Вид из вавилонского храма

Вавилонии угрожает персидский царь Кир, однако царь Валтасар больше занят своей царицей, чем делами государственными.

Девушку с гор продают в рабство. Её покупает старик, но в этот момент ее освобождает Валтасар. Девушка дает обет хранить верность Валтасару. Она отвергает ухаживания придворного поэта Рапсода и верховного жреца Баала.

Верховный жрец, желая установить культ нового божества, ведет борьбу со сторонником религиозной терпимости Набонидусом. Прибегая к помощи Рапсода, верховный жрец ведет переговоры с Киром. В итоге Кир идет на осаду Вавилона. Валтасар, отразив натиск, приказывает устроить пир.

Жрец предупреждает Кира, что надзор ослаблен. Рапсод проговорился о предательстве девушке с гор. Она хочет предупредить Валтасара, но гибнет от стрелы врага. Персы проникают в покои Валтасара. Валтасар убивает свою возлюбленную-царицу и гибнет сам.

Эпизод «Мать и закон»

Intolerance, 1916, la ragazza ha ricevuto la promessa di matrimonio.jpg

Сестра промышленника Дженкинса на пышном балу просит своего брата о поддержке пуританской организации.

По приказу заработная плата была снижена на 10 %. Начинается всеобщая забастовка. Среди бастующих — юноша. Дженкинс бросает своих охранников на подавление забастовки.

Забастовка подавлена. Девушка и юноша покидают рабочий поселок и переселяются в город.

Юноша занимается грабежом и становится сутенером. Отец девушки умирает, и она выходит замуж за юношу. Он начинает вести честную жизнь, но его банда подставляет его, и он несправедливо арестован. За время отбывания наказания у его жены родился ребенок. Но пуритане вместе с сестрой Дженкинса похитили его. Мать обращается к главарю бывшей банды своего мужа.

Вечером главарь банды проникает в комнату женщины, а его любовница в это время следит за ним. Главарь хочет изнасиловать молодую женщину, но этому мешает освободившийся из тюрьмы муж. Любовница главаря, пользуясь случаем, убивает своего любовника из револьвера, а затем подбрасывает револьвер в комнату. Юноша поднимает его, приходит полиция, и его обвиняют в убийстве.

Мать присутствует на процессе мужа. Его приговаривают к смертной казни через повешенье. За несколько часов до казни настоящая убийца признается во всем молодой супруге осужденного, та бежит к губернатору просить о помиловании. Но он только что уехал. Мать и убийца в гоночном автомобиле мчатся за поездом. Тем временем в тюрьме приговоренный готовится к смерти, принимает последнее причастие; его ведут на эшафот, стоящий во дворе. Автомобиль догнал поезд, губернатор подписывает помилование, бумага привозится в тюрьму в тот миг, когда палач набрасывает петлю на шею невинно осужденного. Мать победила несправедливый закон — муж, жена и ребенок наконец вместе.

Эпизод «Варфоломеевская ночь»

Герои этой истории — юная пара гугенотов, девушка по прозвищу Карие Глазки и её возлюбленный Проспер Латур. Накануне Варфоломеевской ночи они заключили помолвку. Наутро начинается резня. Католики врываются в дом, убита мать девушки, её маленькую сестру выбрасывают из колыбели: тема колыбели «вечной матери» красной нитью проходит через весь фильм. Солдат-наёмник, который уже давно поглядывал на девушку, хватает её и пытается утащить в спальню. Она сопротивляется, и в борьбе он пронзает её мечом. Проспер пытается спасти возлюбленную, но приходит слишком поздно: он находит смертельно раненую девушку на полу. С трупом невесты он выбегает на улицу и молит солдат короля застрелить его.

Эпизод «Жизнь и страдания Христа»

Включает сцены «Иисус среди фарисеев», «Брак в Канне», «Пира Валтасара». Завершается сценой распятия Христа на Голгофе. Момент является ключевым для понимания миссионерского замысла фильма. Только после завершения сюжетной линии про жизнь и страдания Христа, оканчивающейся сценой распятия — искупления грехов человечества — завершается и основная "американская" сюжетная линия.

Лежащая на поверхности идея — американская демократия, помноженная на технические и социальные достижения позволяет завершить фильм хэппи-эндом, предотвратить гибель невиновного в преступлении. Новейшее достижение техники — кинематограф — также неявно противопоставляется классическим миссионерским усилиям по «исправлению нравов», показанным в фильме сатирически, как гораздо более эффективный способ распространения идей толерантности и изменения убеждений.

Более глубокий замысел «Нетерпимости» — избавление от страданий для всех людей, обусловленное искупительной жертвой Христа. Этой теме посвящена концовка фильма.

Таким образом, Гриффит одним из первых предпринимает попытку донесения христианских ценностей и мировоззрения новейшими для того времени средствами. Американскую демократию, помноженную на новейшую технику, он считает решением вековых проблем человечества и шагом вперёд в воплощении христианских ценностей. Чтобы усилить эту идею, он завершает фильм революционным для того времени хэппи-эндом.

Эпилог

В финале с помощью впервые применённого перекрёстного монтажа показаны завершения всех сюжетных линий: Христа ведут на Голгофу; влюблённая в Валтасара девушка спешит предупредить его об измене жрецов, но все они погибают; гугенот не спасает свою возлюбленную; жена рабочего мчится на автомобиле с приказом губернатора о помиловании её мужа. Только в последней сюжетной линии все завершается благополучно. Фильм заканчивается эпилогом, состоящим из эпизодов, снятых общим планом.

Сеймур Стерн об эпилоге:

В эпилоге Гриффит показывает в ярких кадрах Армагеддона грядущих времен, развязывающего мировую войну, а также бомбардировку Нью-Йорка, низвержение последних мировых тиранов, уничтожение тюрем и всех орудий угнетения, освобождение всех людей и всех наций от всех видов порабощения, начало всеобщего мира на основах всеобщей любви и, как бы венец всему, — апокалипсическое видение, сопровождаемое субтитром: „И истинная любовь принесет нам вечный мир.“


Просмотров: 3724


<<< Непрощённый (фильм, 1992)
Нечто из иного мира (фильм) >>>