Кинематограф США // Приключения кота Фрица - В ролях

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Приключения кота Фрица
2. Сюжет
3. В ролях
4. Рейтинг
5. Премьера и отзывы критиков
6. Наследие



  • Скип Хиннант — Фриц
  • Розетта Ленуар
  • Джон Мак-Кёри
  • Фил Зойлинг
  • Ральф Бакши — свинья-полицейский
  • Джуди Энглз
  • Чарльз Спайдар — бармен

Создание

"Мысль, что взрослые люди могут сидеть за столом, рисуя бабочек, порхающих над цветущим лугом, когда американские самолёты сбрасывают бомбы на Вьетнам, а дети маршируют по улицам, смехотворна"
——Ральф Бакши

В Высшей школе искусств и дизайна Ральф Бакши специализировался в области карикатуры. Профессией мультипликатора он овладел в нью-йоркской студии Terrytoons, где на протяжении десяти лет анимировал таких персонажей, как Майти Маус, Хекл и Джекл и Deputy Dawg. В 29 лет Бакши возглавил отдел анимации Paramount Pictures, став одновременно сценаристом и режиссёром, и успел выпустить четыре экспериментальных короткометражки, прежде чем студию закрыли в 1967 году. Вместе с продюсером Стивом Крантцем, Бакши открыл собственную студию, Bakshi Productions. В 1969 у компании появилось подразделение Ralph's Spot, задачей которого стало создание рекламных роликов для Coca-Cola, а также серии образовательных мультфильмов Max, the 2000-Year-Old Mouse по заказу Encyclopædia Britannica. Однако Бакши не видел интереса в производстве подобных фильмов и стремился создать что-то своё. В 1971 году Los Angeles Times процитировал его слова: «Мысль, что взрослые люди могут сидеть за столом, рисуя бабочек, порхающих над цветущим лугом, когда американские самолёты сбрасывают бомбы на Вьетнам, а дети маршируют по улицам, смехотворна». Вскоре Бакши написал сценарий Heavy Traffic, историю об уличной жизни города. Но Крантц сказал Бакши, что руководство компании не будет финансировать проект из-за его содержания и недостатка опыта у Бакши.

Просматривая книги в East Side Book Store на Сент-Маркс-Плейс, Бакши наткнулся на выпуск Fritz the Cat Роберта Крамба. Впечатленный острой сатирой Крамба, Бакши приобрел журнал и предложил Крантцу превратить комикс в полнометражный фильм. Бакши хотел быть режиссером будущего фильма, поскольку считал творчество Крамба близко отражающим его собственные воззрения. Крантц организовал встречу с Крамбом, во время которой Бакши продемонстрировал сделанные им рисунки в попытке перенять характерный стиль Крамба. Это должно было показать возможность превращения комикса в мультфильм. Покорённый упорством Бакши, Крамб передал ему один из своих блокнотов в качестве дополнительного материала.

Пока Крантц занимался юридическими вопросами, началась разработка презентации для потенциальных студий-заказчиков, в том числе изготовление листа целлулоида размером с плакат, демонстрирующего рисунок, наложенный на перерисованный фотографический пейзаж — то, как Бакши видел будущий фильм. Однако, несмотря на энтузиазм, Крамб не был уверен, что хочет доверить Бакши создание фильма и отказался подписывать контракт. Художник Вон Бодей не советовал Бакши связываться с Крамбом, назвав последнего скользким типом. Бакши впоследствии согласился с Бодеем, назвав Крамба «одним из самых скольких дельцов, которых можно встретить в жизни». Крантц отправил Бакши в Сан-Франциско, где режиссёр оставался с Крамбом и его женой, надеясь уговорить подписать контракт. Через неделю Крамб уехал, оставив будущее фильма неопределенным. Две недели спустя после возвращения Бакши в Нью-Йорк, Крантц пришел к нему в кабинет и заявил, что получил права на съемку фильма. Контракт, пользуясь доверенностью, подписала Дана, жена Крамба. Последний получил 50 000 долларов, выплаченные в несколько приёмов в течение работы над мультфильмом. Ещё 10 % полагалось Крантцу.

Финансирование и распространение

Получив права на персонажа, Крантц и Бакши начали поиски дистрибьютора. «Когда я говорю, что все крупные дистрибьютеры отказались от мультфильма, я не преувеличиваю», — вспоминал Крантц. — «Не было проекта, воспринятого с меньшим энтузиастом. Мультфильм — ругательное слово для дистрибьютеров, уверенных, что только Дисней способен нарисовать дерево. К тому же, «Фриц» находился в такой стадии, что мы не могли понимать, насколько он станет значителен».

Весной 1970 Warner Bros. согласилась финансировать создание и заняться распространением фильма. Первым завершённым эпизодом стали сцены в Гарлеме. Кранц предлагал выпустить готовую часть в виде 15-минутной короткометражки на случай, если финансирование прекратится, но Бакши был настроен закончить весь фильм. В конце ноября Бакши и Крантц смонтировали презентационную ленту, включавшую сцены в Гарлеме, карандашные эскизы и фотографии подготовленной Бакши раскадровки. В одном из интервью Бакши сказал: «Вам нужно было видеть их лица, когда я показал им кучок из «Фрица». Я буду помнить этот момент до самой смерти. Один вышел из зала. Черт возьми, надо было видеть его лицо! «Завязывай, Фрэнк! Ты не позволишь снять этот фильм!» А я сказал: «Чушь, я уже его снял».

Руководство Warner Bros. требовало сгладить сексуальные моменты, а на озвучивание пригласить звёзд. Бакши ответил отказом, и Warner Bros. отказалась оплачивать работу, что вынудило Крантца искать новый источник финансирования, что, в конце концов, привело к договору с Джерри Гроссом, владельцем Cinemation Industries, специализировавшейся в дистрибуции эксплуатацилнных фильмов. Хотя у Бакши не было времени подготовить презентацию, Гросс согласился финансировать «Фрица» и организовать его прокат, считая, что он впишется в формат гриндхаузов. Дополнительное финансирование обеспечил Саул Зейнц, согласившися распространять саундтрек фильма через свой лейбл Fantasy Records.

Режиссура

Бородатый мужчина в очках, держащий микрофон
Филм стал режиссёрским дебютом Ральфа Бакши

Изначально Бакши не собирался быть режиссёром фильма, поскольку многие годы занимался анимацией персонажей-животных, а «Фриц» должен был стать фильмом про людей. Но его заинтересовала тема, что было вызвано преклонением перед «абсолютным гением» Крамба. Во время разработки сценария у Бакши, как он сам говорил, «начала кружиться голова», когда он понимал, что «...вдруг смог нарисовать свинью полицейским, а другую — евреем, и думал: «Боже мой, свинья-еврей?» Это был значительный шаг вперед, так как раньше в Heckle and Jeckle для Terrytoons, были просто два чёрных парня, бегавшие туда-сюда. Что было истерически смешно и, думаю, великолепно — как сказки Дядюшки Римуса. Но надо было разыгрывать не истории южан. Нужно было превратить двух чёрных ворон в англичан. И я всегда говорил, что две чёрные вороны смешнее. Так что пробуждение было долгим».

В своих записках аниматору Козмо Анцилотти Бакши крайне точен и даже специально указывает, что вороны курят марихуану, а не табак. Бакши настаивает: «На экране должно быть видно, что это трава. Это важная деталь персонажа».

Начальная сцена задаёт сатирический тон фильма. Место действия определяется не только заголовком, но и голосом Бакши, устами своего персонажа характеризующим 1960-е: «весёлые времена, трудные времена». Открывающий фильм разговор трёх рабочих-строителей за обедом, отмечает многие темы, обсуждаемые в ходе действия, в том числе употребление наркотиков, социальный и политический климат той эпохи. Когда один из рабочих мочится со строительных лесов, появляются титры, где на фоне чёрного экрана падают капли. Когда титры заканчиваются, видно, что рабочий помочился на длинноволосого хиппи с гитарой. Карл Ф. Коэн писал, что фильм «является продуктом радикальной политики того времени. Бакши изобразил жизнь Фрица ярко, смешно, сексистски, натуралистично, жестоко и возмутительно».

По поводу своей режиссуры Бакши говорил: «Как режиссёр, я подхожу к анимации с позиций обычного кино. Это нетрадиционный путь. Ни один из моих персонажей не встанет и не запоёт, поскольку не такой мультфильм я пытаюсь снять. Я хочу, чтобы зритель верил, что мои персонажи реальны, а этого трудно будет добиться, если герои начнут ходить по улицам с песнями». Бакши хотел сделать фильм антитезой любому мультфильму, созданному Walt Disney Company. В частности, в «Коте Фрице» было две сатирические ссылки на Диснея. В одной сцене появляются силуэты Микки Мауса, Минни Маус и Дональда Дака, приветствующих ВВС США, самолёты которых сбрасывают напалм на негритянский квартал во время беспорядков. В другой сцене имеется ссылка на эпизод с парадом розовых слонов из «Дамбо». Эпизод, в котором камера пролетает над кучей мусора на заброшенном пустыре в Гарлеме, затем будет воспроизведён в фильме Hey Good Lookin'.

Сценарий

Первоначальный сценарий состоял в основном из диалогов и мало отличался от комиксов Крамба. Однако он остался почти невостребованным из-за использования экспериментального способа изложения сюжета. Бакши объяснял: «Я не люблю загадывать наперёд. То, что вы думаете о фильме в первый день, может измениться сорок недель спустя. Персонажи развивались, и я хотел оставить себе возможность менять сценарий, ярче выписывая своих героев... Это было что-то вроде потока сознания и самообучения для меня самого». Бакши старался придать реализм материалу, изображая героев безо всяких шаблонов поведения животных-прототипов.

Первая часть сценария была заимствована из комикса с тем же названием, опубликованного в номере R. Crumb's Head Comix 1968 года, вторая имела в основе комиксы серии "Fritz Bugs Out", выходившей с февраля по октябрь 1968 года в журнале Cavalier, а заключительная содержала элементы комикса "Fritz the No-Good", впервые опубликованного в сентябрьском/октябрьском номере Cavalier в 1968 году. Вторая половина фильма значительно отходит от первоисточника. Историк мультипликации Майкл Бэрриер описывает эту часть фильма как «более мрачную, чем у Крамба, и значительно более жестокую». Бакши пояснил, что отошел от оригинала, поскольку почувствовал, что комиксу не хватает глубины:

«Это было мило, нежно, но негде использовать. Поэтому Крамб ненавидел фильм: я выкинул пару вещей, которые он презирал, вроде раввинов — чисто еврейской вещи. Фриц не мог такого говорить. Уинстон — "всего лишь обычная еврейская баба из Бруклина". был милым и хорошо нарисованным, но в нем не было того, что даёт глубину.»

Нежелание Бакши использовать антропоморфных персонажей, которые ведут себя как их дикие прототипы, привело к тому, что он переписал сцену из "Fritz Bugs Out", в которой Дюк спасает Фрица, взлетев вместе с ним: в фильме Дюк цепляется за перила, прежде чем машина падает с моста в реку. Бакши не был полностью удовлетворен таким вариантом, но он позволил избежать использования в этой сцене животных способностей.

В фильме два персонажа носят имя «Уинстон»: одна появляется в начале и в конце фильма, другая — Уинстон Шварц, подружка Фрица. Майкл Бэрриер отмечает, что Уинстон Шварц, которая играет заметную роль в "Fritz Bugs Out" и "Fritz the No-Good", не получила соответствующего представления в фильме Бакши, и наличие тёзки могло быть попыткой это исправить. Однако одноименные персонажи выглядят и говорят совершенно различно. Бакши собирался завершить фильм смертью Фрица, но Кранц возражал против такого окончания, и Бакши, в конце концов, изменил финал.

Подбор актеров, звуковое и музыкальное оформление

На озвучивание персонажей были приглашены Скип Хиннант, Розетта Ленуар, Джон Мак-Кёри, Фил Зойлинг и Джуди Энглз. Хиннант, который впоследствии стал известен по передаче The Electric Company, был приглашён на роль Фрица, поскольку, как сказал Бакши, «имел от природы лживый голос». Бакши и Зойлинг импровизировали, озвучивая комически нелепых свиней-полицейских. Бакши понравилось заниматься озвучанием, и впоследствии он подарил свой голос ещё нескольким персонажам своих фильмов. Голос, записанный им для фильма, был им воспроизведён при озвучивании штурмовика в научно-фантастическом мультфильме 1977 года «Волшебники».

В некоторых эпизодах использованы документальные звукозаписи, сделанные и отредактированные Бакши. Это сделано для повышения реалистичности. Бакши говорил: «Я записал тонны и тонны плёнки. Когда я началь сводить фильм, звукорежиссёры рассказали мне всё, что думали, о непрофессиональности записей; они даже отказывались сводить звук, где на заднем плане были слышны звон бьющихся бутылок, шум улицы, шипение пленки — всякий хлам. Они говорили, что это непрофессионально, но мне было всё равно». Хотя звукооператоры требовали перезаписать диалоги в студии, Бакши настаивал на использовании своего материала.

Почти все диалоги, за исключение небольшого числа с участием главных героев, были целиком записаны на улицах Нью-Йорка. Для вступительной сцены фильма Бакши нанял двух строителей, заплатил им по 50 долларов, распил с ними бутылку виски и записал беседу. Эпизод в парке на Уошингтон-Сквер озвучен с привлечением всего одного профессионального актера, Скипа Хиннанта; голоса друзей Фрица принадлежат посетителям парка. Одна из сцен, не основанная на комиксе Крамба, в которой Фриц бежит через синагогу, заполненную молящимися раввинами, записана с использованием голосов отца Бакши и его братьев. Эта сцена приобрела особое значение для Бакши, когда отец и дядя умерли. Бакши писал: «Слава богу, что я записал их голоса. Мой отец и семья молятся. Сейчас так радостно это слышать». Бакши также побывал в гарлемском баре, где несколько часов записывал свои пьяные разговоры с завсегдатаями-неграми.

Музыку к фильму сочинили Эд Богас и Рэй Шенклин. Также в фильме использованы песни Кола Чейдера, Бо Диддли и Билли Холидей. Права на песню Холидей Yesterdays Бакши купил за 35 долларов.

Мультипликация

Четыре мультипликационных кошки в человеческой одежде, идущих друг за другом.
Фриц пытается подцепить трёх девок в парке на Уошингтон-Сквер. Фон выполнен в акварели по контурам фотографии, что придает фильму стилизованный реализм и практически не встречается в мультфильмах

Многие аниматоры, работавшие над фильмом, были профессионалами, с которыми Бакши работал в «Территунс», в том числе Джим Тайер, Джон Джентилелла, Ник Тэфури, Мартин Тейрас, Ларри Райли и Клифф Огастин. Согласно Бакши, на подбор команды потребовалось достаточно много времени. Те, кто пришел с ухмылкой, «желая быть непристойным и нарисовать несколько грязных картинок», надолго не задерживались, как и те, кто не выдерживал вульгарности. Один их художников отказался рисовать как ворон-негр стреляет в свинью-полицейского. Ушли две женщины-аниматора: одна из-за того, что не могла рассказать своим детям, чем зарабатывает на жизнь, другая не захотела рисовать обнажённую женскую грудь.

Чтобы сэкономить деньги путем отказа от рисунков-образцов, Бакши позволил художнику-мультипликатору Джону Спейри нарисовать несколько начальных сцен с Фрицем. Бакши утверждает, что знал, что «Спейри выполнит задание с блеском». Рисунки из этих сцен затем были фотокопированы и розданы остальным художникам. Фильм был создан почти без предварительных съёмок. Бакши говорил: «Предварительно мы сняли тысячу футов, не более. Основную часть фильма мы снимали без предварительного прогона — это было непросто. Выдержка по времени не удалась. Я всегда мог сказать художнику нарисовать лучше, и я знал, что если характер героя передан верно, никто не будет обращать внимание на огрехи в анимации». Бакши вынужден был оценивать анимацию просто перелистывая пачку рисунков, на экране появлялся только окончательный результат. Ветеран анимации Тед Бонниксен из компании Warner Bros. полностью посвятил себя работе над фильмом, вплоть до того, что рисовал эпизод в синагоге, страдая лейкемией и беря работу домой на ночь.

В мае 1971 года Бакши перевёз студию в Лос-Анджелес, чтобы нанять там дополнительных художников. Некоторые аниматоры, в том числе Род Скрайбнер, Дик Ланди, Вирджил Уолтер Росс, Норман Мак-Кейб и Джон Спейри, приветствовали появление Бакши и считали, что «Кот Фриц» внесёт в индустрию разнообразие. Другие аниматоры были против Бакши и разместили в The Hollywood Reporter рекламу, утверждавшую, что «непристойностям» Бакши в Калифорнии не рады. Бакши отреагировал так: «Я не знал, кто все эти люди, потому что прибыл из Нью-Йорка, так что плюнул на эту рекламу». Однако Бакши удручала негативная реакция на фильм коллег по цеху.

Кинематография

Для Айры Тарека проще было создать фон с помощью перерисовки фотографий, поэтому Ральф Бакши и Джонни Вита прогулялись по улицам Нижнего Ист-Сайда, у парка по Уошингтон-Сквер, в Чайнатауне и Гарлеме, чтобы сделать характерные снимки. Тарек перенёс контуры фотографий на пленку с помощью рапидографа, капиллярной ручки, которой предпочитал пользоваться Крамб, что придало фоновым рисункам стилизованный реализм. Эта технология ранее никогда не использовалась в мультипликации. Когда Тарек заканчивал очередной рисунок, его фотокопировали на акварельную бумагу для Виты и на анимационную бумагу для художников-мультипликаторов, которые располагали в соответствии с фоном персонажей. Когда Вита закрашивал фон, исходный рисунок Тарека на плёнке располагали над ним, замещая фотокопии линий. Но не все фоновые рисунки были созданы по фотографиям. Цветовая гамма фона была создана под влиянием «школы Эшкен», представленную такими художниками, как Джордж Лукс и Джон Слоан. В фильме также используются кривая перспектива и стилизация под объектив «рыбий глаз», чтобы отобразить, как город видят хиппи и хулиганы.



Просмотров: 6325


<<< Приключения Десперо
Приключения мультяшек: Как я провёл каникулы >>>