Кинематограф США // Призрак (фильм, 2010) - Режиссёрское мастерство

19 июля 2011


Оглавление:
1. Призрак (фильм, 2010)
2. Первоисточник и работа над фильмом
3. Прокат и критические отзывы
4. Режиссёрское мастерство
5. Музыка



Фильм снимался в основном на немецком острове Зюльт

Поланский работал в жанровых координатах политического детектива, которые не предполагают экзистенциальных прозрений. Однако режиссёрские решения Поланского выдают руку опытного мастера. Когда «призрак» выводит героя Броснана на чистую воду, он резко наклоняется к камере, «как будто в него вселились бесы». Со слов Манолы Даргис, один этот образ «стоит дюжины оскаровских номинаций». Первая беседа Лэнга с «призраком» снята так, как будто первый пытается «закадрить» девушку, — признак того, как одной-единственной позы режиссёру достаточно, чтобы вышелушить психологическое ядро своего героя, его отношение к потенциальной аудитории.

Атмосферности фильму добавляют свинцовые волны зимнего моря, полумонохромные островные пейзажи и часто идущий дождь. Неуютная природа грозит в любую минуту вторгнуться в холодно-серый дом экс-премьера через огромные стеклянные окна. Слишком просторные интерьеры этого ультрасовременного здания созвучны душевному вакууму его обитателей, не исключая и главного героя, который то и дело оказывается заперт в центре симметрично выстроенных мизансцен. Глазу приятно скользить по привлекательно-гладким текстурам элитных особняков, но по мере развития событий от них всё сильнее веет замогильным холодом. Странные противоречия и зловещие намёки создают весьма правдоподобный мир, где каждый персонаж за фасадом дружелюбия таит тёмные секреты.

Финальная сцена

В отличие от фильма «Девятые врата», с которым его принято сравнивать, в «Призраке» все убийства, всё насилие оставлено за кадром. Это касается и гибели главного героя в последней сцене фильма. Она была сымпровизирована Поланским по ходу съёмок. В сценарии предполагалось, что Рут последует за писателем на улицу, где он — как и подобает призраку — затеряется в лондонской толпе. В окончательной версии фильма зрителю дано понять, что герой погибает, хотя оставлен элемент повествовательной недоговорённости в духе «Ребёнка Розмари». За происходящим с вывешенного на здании рекламного плаката наблюдает, ухмыляясь, Лэнг. Такая концовка вполне в духе Поланского, герои которого часто бьются в сетях закулисно-иррациональных сил, и победа остаётся именно за ними. Вот как высказался по поводу финальной сцены Макгрегор:

Это снято одним планом. Не думаю, чтобы камера двигалась. Если она и двигается, то показывает, как я выхожу из двери, и затем замирает. Это чудно с повествовательной точки зрения. Это классика режиссуры. Это классический Полански. Можно себе представить, как другие режиссёры сделали бы тут полсотни ракурсов, а он просто разворачивает камеру, предоставляя нашему воображению домысливать, что же произошло за пределами экрана, и это превосходно.


Просмотров: 5363


<<< Помни
РЭД >>>