Кинематограф США // Пролетая над гнездом кукушки (фильм) - В ролях

28 февраля 2011


Оглавление:
1. Пролетая над гнездом кукушки (фильм)
2. В ролях
3. Оценка и восприятие



Актёр Роль
Джек Николсон Рэндл Патрик Макмёрфи Рэндл Патрик Макмёрфи
Луиза Флетчер Милдред Рэтчед Милдред Рэтчед
Уилл Сэмпсон «Вождь» Бромден «Вождь» Бромден
Брэд Дуриф Билли Биббит Билли Биббит
Дэнни Де Вито Мартини Мартини
Кристофер Ллойд Макс Тэбер Макс Тэбер
Винсент Скьявелли Фредриксен Фредриксен
Майкл Берриман Эллис Эллис
Уильям Рэдфилд Дэйл Хардинг Дэйл Хардинг
Сидней Лассик Чарли Чесвик Чарли Чесвик
Иосип Элик Банчини Банчини
Дин Р. Брукс доктор Джон Спиви доктор Джон Спиви
Нейтан Джордж Вашингтон Вашингтон
Мими Саркисян сестра Пилбоу сестра Пилбоу

Создание

Предыстория

Кирк Дуглас первый, кто собирался экранизировать роман.

Начало 1970 — время «новой голливудской волны». Темы и настроения, которым ещё недавно не было места на экранах постепенно становятся мейнстримом. Такие картины как «МЭШ», «Уловка-22» приносят новые веяния в интеллектуальное кино Голливуде. Тогда же на экранах появляются картины преодолевшие рубеж $100 млн в домашнем прокате — «Челюсти» и «Экзорцист» — первые ласточки эпохи блокбастеров.

Роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» был опубликован в 1962 году и стал бестселлером в США. В этом же году Кирк Дуглас приобрёл права на кино и театральную постановку. Сценическую версию романа написал Дейл Вассерман и в 1963 году Кирк Дуглас осуществил инсценировку на Бродвее. Он сам и исполнял в ней главную роль МакМёрфи. Получив весьма прохладные отзывы театральной критики, пьеса продержалась на сцене всего несколько месяцев. Через год Дуглас по заданию госдепартамента оказался в Чехословакии, где познакомился тогда с молодым и перспективным режиссёром Милошем Форманом. Они пообщались и Дуглас уже тогда был готов обсудить возможность начала съёмок. Он выслал роман Кена Кизи по почте, но Форман книгу так и не получил — её конфисковали на таможне.

Кирк Дуглас сам хотел спродюсировать фильм по мотивам спектакля и сыграть в нём, но разные обстоятельства препятствовали его планам. Мешал судебный процесс с Дейлом Вассерманом, который неожиданно предъявил права на экранизацию своей адаптированной версии книги. Главная проблема была, однако, в том, что сценарий фильма о душевнобольных не возбуждал интереса у кинокомпаний. Тема считалась, если не провальной, то, во всяком случае, коммерчески бесперспективной. Сценарий был слишком новаторским для того времени. «Я принёс им настоящую классику, а они даже не поняли этого» комментировал Кирк Дуглас свои многочисленные попытки заинтересовать кинокомпании.

В 1971 году Кирк, окончательно разочаровавшись, уже собрался продать права на экранизацию, когда его сын Майкл уговорил отца отдать их ему. Майкл решил попробовать сдвинуть проект с мёртвой точки, хотя опыта продюсера у него не было. Во время съёмок сериала «Улицы Сан-Франциско» Майкл познакомился с Саулом Зейнцем, представителем небольшой независимой продюсерской компании Fantasy Films. Зейнц несколько лет назад также интересовался возможностью экранизации романа Кена Кизи и они решили совместно начать работу над фильмом.

Подбор актёров

Одной из причин, по которой подготовка к съёмкам фильма сильно затянулась, стал весьма продолжительный во времени подбор актёров. Создатели располагали ограниченным бюджетом, но одновременно материал обязывал найти хороших исполнителей

Одни только поиски актёра на главную роль заняли больше года. Джек Николсон был первым кандидатом в списке. Рассматривались варианты с Марлоном Брандо и Джином Хэкменом, но только как возможная замена, если Джек не сможет сняться. Николсон уже был хорошо известен в профессиональной среде благодаря таким работам как «Беспечный ездок» и «Пять лёгких пьес» . Однако, это были скорее артхаусные картины, не столь хорошо знакомые широкой аудитории. Николсон тогда имел имидж испорченного молодого интеллектуала, отрицательного персонажа — совсем не бунтаря МакМёрфи. После работы в «Последнем наряде» Майкл Дуглас окончательно убедился в том, что Джек Николсон подходит на эту роль.

Известные актрисы Энн Бэнкрофт, Джеральдин Пейдж, Эллен Бёрстин планировались, как кандидаты на главную отрицательную роль медсестры, но они последовательно отклонили предложение, прочитав сценарий . Имя Луизы Флетчер было известно только специалистам, благодаря нескольким работам на телевидении в 1950-е годы, после чего она практически перестала сниматься более чем на десять лет. Милош Форман заметил 40-летнюю актрису в небольшой роли в фильме Роберта Олтмена «Воры как мы». Форман пообщавшись с Луизой решил, что именно она способна реализовать его идею. Главная героиня должна была поначалу понравиться зрителям, но по мере развития сюжета становилось понятным с каким воплощённым злом предстоит столкнуться.

Отдельной задачей стал поиск актёра на второстепенную, но очень важную роль Вождя. Как вспоминал Форман, само по себе это было весьма нелегко, так как коренные жители Америки по природе не очень крупные. По замыслу режиссёра, Вождь, в отличии от книги, больше не являлся главным героем, но нужен был именно огромный «как дерево» индеец. После долгих поисков практически случайно нашли уроженца племени крики Уила Сэмпсона, лесника из Вашингтона ростом 6 футов 8 дюймов .

Дени Де Вито, Делос Смит и Мими Саркисян играли роли пациентов ещё в бродвейской постановке и исполнили их в фильме. При подборе остальных актёров второго плана продюсеры перебрали свыше 1700 кандидатур. Идея создателей картины была в том, что эти актёры должны быть неизвестными массовому зрителю, тогда как главный герой был бы узнаваем. Он и представляет в психиатрической клинике наш обычный мир, тогда как прочие пациенты живут в отделённой от реальности маленькой вселенной. Кроме этого, Форман добивался того, чтобы все актеры второго плана были, по возможности, яркими и запоминающимися с одного взгляда.

Для многих известных голливудских актёров работа в картине Формана стала дебютной работой на киноэкране, важнейшим образом повлиявшей на их кинокарьеру. Для Уильяма Рэдфилда, имевшего большой опыт работы на телевидении, наоборот, съёмка в «Полёте над гнездом кукушки» стала последней в жизни. Всего через несколько месяцев после выхода на экраны он скончался от лейкемии.

В картине несколько запоминающихся камео-ролей. Доктора Спиви сыграл настоящий главный врач госпиталя в Орегоне доктор Дин Брукс. Эпизодическую роль капитана на причале сыграл Саул Зейнц. В массовке картины были заняты пациенты и персонал госпиталя .

Съёмки

Госпиталь штата Орегон в котором проходили съёмки фильма.

Весьма продолжительное время дуэт продюсеров искал режиссёра способного справиться с необычным замыслом. Перебрав множество кандидатур они остановились на Милоше Формане. Как иронически вспоминал режиссёр — его выбрали, потому что он имел хорошую репутацию профессионала и недорого брал за свои услуги. В 1968 году Форман эмигрировал в США и успел снять фильм «Отрыв», провалившийся в прокате. Форман был тогда совершенно на мели и подумывал не вернуться ли ему в Чехословакию, когда Дуглас и Зейнц неожиданно предложили ему работу. Майкл Дуглас отзывался о причине выбора так — Форман был единственным кто уже на первой встрече с продюсерами детально описал план съёмок. Как утверждает Майкл Дуглас, он и понятия не имел в тот момент, что его отец 10 лет назад уже обсуждал подобную возможность с Форманом.

Первый вариант сценария был написан самим Кеном Кизи, но он не устроил продюсеров. Дуглас обратился к Лоуренсу Хабену и затем Бо Голдману, тогда малоизвестному начинающему писателю. Работа над сценарием заняла около восьми недель. Кен Кизи, впоследствии, сослужил недобрую службу создателям картины, крайне негативно отозвавшись о сценарии фильма, и в целом не одобрил его. Когда съёмки уже начались в одном из интервью его спросили: будет ли он участвовать в процессе? Кизи ответил «Вы спрашиваете станет ли будущая мать сама себе делать аборт?».

Тем временем продюсеры продолжали обивать пороги киностудий, но так и не смогли никого заинтересовать. В итоге 4 млн долларов на съёмки Зейнц и Дуглас собрали из собственных средств. Экономить пришлось на всём, но только не на актёре в заглавной роли. На неё решили пригласить тогда уже вполне состоявшегося Джека Николсона. Только его Форман видел в качестве исполнителя главной роли. Создатели даже согласились ждать около 9 месяцев, когда он закончит съёмки в очередном фильме.

Съёмочная группа
  • Режиссёр — Милош Форман
  • Продюсеры — Майкл Дуглас, Саул Зейнц
  • Сценаристы — Лоуренс Хабен, Бо Голдман, Кен Кизи
  • Оператор — Хаскелл Уэкслер
  • Композитор — Джек Ницше
  • Монтаж — Шелдон Канн, Линзи Кингман
  • Подбор актёров — Джейн Фейнберг, Майк Фентон
  • Художник-постановщик — Эдвин О’Донован
  • Грим — Джерри Литч, Фред Филлипс
  • Костюмы — Эджи Жерар Роджерс

Форман решил, что для достоверности съёмки должны пройти в настоящей психиатрической клинике. Согласно первоначальному замыслу весь фильм необходимо было снять в больничных интерьерах и только начало и концовку на натуре. Режиссёр и продюсеры фильма посетили несколько лечебных заведений и остановились на госпитале штата Орегон. Только в этом госпитале, как выяснилось, врачи читали роман Кизи. Писатель жил недалеко от этих мест и его хорошо знали в городке. Главный врач госпиталя доктор Дин Брукс познакомившись со сценарием дал добро на производство ленты. В помещении госпиталя пустовало целое отделение. Как вспоминал Брукс, ему было интересно принять участие в процессе работы над картиной, посмотреть на реакцию пациентов и, главное, он считал, что съёмки могут иметь благотворный терапевтический эффект. Брукс снялся в роли доктора Спиви и стал также консультантом картины..

Съёмки начались в январе 1975 года и заняли около 14 недель. Сцены фильма были сняты строго в порядке того, как они и появляются на экране. Только сцена рыбалки оказалась по времени последней. Форман поначалу не хотел её снимать, считая, что она выпадает из контекста, но потом всё таки вернулся к ней. Cъёмки прошли достаточно гладко и только были омрачены небольшим инцидентом. Один из больных не обратил внимания на экран закрывавший открытое окно куда входил электрический кабель, выпал с третьего этажа и сломал плечо.

Некоторые сложности возникли с заключительной сценой побега Вождя, высаживающего окно. Сцена была настолько эмоциональна, что режиссёр снимал её одним дублем с нескольких камер — трудно было бы ещё раз точно поймать необходимое состояние Уила Сэмпсона. Бо Голдмен также вспоминал, что очень долго подбирал последние слова Вождя, обращённые к уже мёртвому Макмёрфи.

В период репетиций около двух недель актёры, вживаясь в роль, находились в отделении, общались с больными и врачами, участвовали в сеансах социальной терапии, питались вместе с пациентами. Прибывший на съёмки позже остальных Николсон вспоминал, что его поразило то, как вжились в роль актёры, и что он не смог с первого взгляда отличить, кто настоящий больной, а кто играет. Доктор Брукс давал советы по тому, как актёрам наиболее достоверно передать особенности того или иного заболевания. Питер Брокко позаимствовал свой образ у пациента госпиталя, страдавшего параноидальной шизофренией. Ближе к концу съёмок актёры практически переселились в отделение, не выходили из образа и даже спали на тех же койках, что и их персонажи.

Форман полностью давал волю импровизации и актёры часто не знали когда их снимают, думая что возможно это лишь репетиция и камера не включена. Как вспоминала Луиза Флетчер — режиссёр никогда не обсуждал с ней интерпретацию роли, только призывал её выглядеть более естественной. Показательна сцена первого разговора Макмёрфи и доктора Спиви. Богатая мимика, беспокойное поведение и жестикуляция Джека Николсона полностью являются импровизацией. Актёры в фильме настолько вжились в роль душевнобольных, что продюсеры начали беспокоиться об их ментальном здоровье.

По окончании съёмок права на прокат были проданы компании United Artists. Представители компании посчитали, что удачей будет, если картина отобъёт свой бюджет, и заключили с продюсерами невыгодный для себя контракт. Большой кассовый успех картины стал полной неожиданностью. Премьерный показ состоялся в ноябре 1975 года, на кинофестивале в Чикаго. Роджер Эберт, присутствовавший на премьере, вспоминал, что он никогда не видел более триумфального восприятия зрителями фильма, чем «Полёта над гнездом кукушки».



Просмотров: 4089


<<< Потерянный уикэнд (фильм)
Путь наверх >>>