Кинематограф США // Шлезингер, Джон

08 февраля 2011





Джон Ричард Шлезингер CBE, Лондон — 25 июля 2003, Лос-Анджелес) — один из кинорежиссёров, определивших облик британского кино в послевоенный период. С 1973 г. работал также в Королевском национальном театре.

Биография

Шлезингер родился в Лондоне в семье врача-еврея. В 1943 г. призван в армию, где увлёкся экспериментальным театром и развлекал сослуживцев показом фокусов. После войны изучал английскую литературу в Оксфорде. В конце 1950-х гг. снимал документальные фильмы для Би-би-си. Его документальный фильм «Вокзал» о буднях вокзала Ватерлоо стал событием на фестивале в Венеции. Последние тридцать лет жизни, Шлезингер, не скрывавший своей альтернативной сексуальной ориентации, прожил в калифорнийской городке Палм-Спрингс с фотографом Майклом Чайлдерсом.

Фильмография

Английский период

1960-1970-e. В начале 60-х Шлезингер снял первые фильмы — «Такая вот любовь» и «Билли-лжец». С этих картин началось его многолетнее сотрудничество с актёрами Аланом Бейтсом и Джули Кристи. Изображение Шлезингером будней рабочего класса на севере Англии получило восторженную оценку Британской киноакадемии. Тематически примыкает к этим фильмам экранизация романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы».

Запечатлев культуру «свингующего Лондона» в картине «Дорогая», не скрывавший своей гомосексуальности режиссёр обратился к теме однополой любви в своих наиболее известных лентах «Полуночный ковбой» и «Воскресенье, проклятое воскресенье». Первый из этих остросоциальных фильмов принёс ему «Оскар» за лучшую режиссуру и орден Британской империи. Апатию, охватившую английское общество в начале 1970-х годов, Шлезингер тонко отразил в фильме «Воскресенье, проклятое воскресенье», который можно воспринимать как метафорическую картину горького пробуждения после бума 1960-х годов, когда англичане вдруг увидели, что живут в захудалой стране, где люди согласны «хоть на половину куска». Фильм повествует о переживаниях пожилого доктора-гомосексуалиста и интеллигентной молодой женщины, которые, как выясняется, делят одного любовника, в конце концов бросающего обоих и уезжающего в Америку.

Американский период

В США незадолго до этого отправился и сам режиссёр, снявший там свой наиболее известный фильм «Полуночный ковбой». Тему компенсации жизненных разочарований в тепле межчеловеческих отношений впечатляюще воплотили Джон Войт и Дастин Хоффман в ролях двух неудачников-бродяг, отторгнутых большим городом. Во многом благодаря Хоффману успех сопутствовал политическому триллеру «Марафонец». Мастерски сделанная экранизация жестокой сатиры Н. Уэста на Голливуд 1930-х годов «День саранчи» оказалась слишком академичной для кассового успеха.

В 1980-1990-е снимает кино в самых различных жанрах: теледраму для Би-би-си «Англичанин за границей» о встрече в Москве бывшего шпиона Гая Бёрджеса из группы Кима Филби с Корэл Браун, актрисой театра «Олд Вик», мистический триллер «Верующие»; мелодраму «Мадам Сузацка» — историю обучения и воспитания подростка-индейца эксцентричной бывшей пианисткой; триллеры «Тихоокеанские высоты», «Невинный»; комедию «Лучший друг» с Мадонной и Рупертом Эвереттом в главных ролях.



Просмотров: 506


<<< Шеффнер, Франклин
Colors of the Wind >>>