Кинематограф США // Социальная сеть (фильм) - Кинокритика о фильме

28 февраля 2011


Оглавление:
1. Социальная сеть (фильм)
2. В ролях
3. Работа над фильмом
4. Звуковая дорожка
5. Технические аспекты
6. Кинопрокат
7. Кинокритика о фильме
8. Признание



Первоначально профессиональные критики англоязычного мира по поводу «Социальной сети» вынесли почти стопроцентно положительный вердикт, хотя к концу года стали слышны менее восторженные голоса. Обобщив рецензии, на сайте Rotten Tomatoes сделали следующий вывод: «Безупречный сценарий, изумительная режиссура, первоклассные актёрские работы делают „Социальную сеть“ захватывающим и амбициозным образцом современного киноискусства в его лучших проявлениях».

Марк Цукерберг

Роджер Эберт поставил в заслугу создателям фильма то, что весьма специфичный и довольно запутанный сюжет из жизни программистов изложен ясно и чётко, а диалоги своей скоростью и остроумием напоминают пулемётные очереди, воскрешая в памяти довоенные комедии Говарда Хоукса. С точки зрения Питера Трэверса из журнала Rolling Stone, фильм наглядно показывает, что социальные сети и интерактивное общение — изнанка социопатии, неспособности на полноценное общение с реальными людьми, а нарциссизм и игра социальными масками в Интернете — две стороны одной медали. В своих рейтингах и Эберт, и Трэверс назвали «Социальную сеть» лучшим фильмом года.

Для М. Трофименкова «Социальная сеть» продолжает линию фильмов Финчера о стихийной самоорганизации общества по сетевому принципу. Как и в «Бойцовском клубе», главный герой из фрустрации берётся за создание собственной версии мира, альтернативной существующему. Джим Хоберман из The Village Voice похвалил энергию, с которой рассказана первая часть истории, до встречи протагониста с «по-мефистофелевски обаятельным» героем Тимберлейка, который перетягивает на себя всё внимание зрительного зала. Хоберман видит посыл фильма в том, что, хотя бы и в тайне от себя, каждый всего лишь хочет быть любим и востребован окружающими, а социальные сети призваны компенсировать отсутствие этого в реальной жизни.

Редакция американского Канала независимого кино призвала видеть в «сражении за дурацкий сайт, стоящий абсурдных денег, нескольких выпускников, успешных в плане учёбы, однако неполноценных в социальном отношении», не столько комментарий насчёт коммуникативных проблем современной молодёжи, сколько традиционное для голливудского кинематографа критическое высказывание по поводу Американской мечты. Трагический изъян главного героя «Социальной сети» видится в его непонимании того, что достичь успеха в бизнесе — ещё не значит обрести счастье.

Дэвид Томсон, чей «Биографический словарь кинематографа» с 1975 года выдержал 5 изданий, заявил, что картина Финчера не в состоянии «подняться выше безжалостной демонстрации неприятных типов, которые наживаются на мелком бессердечии». В конце года отрицательная рецензия на фильм появилась и в Slant Magazine. Обозреватель упрекает «Социальную сеть» в бездушности и автоматизме, которые сродни качествам Цукерберга, порицая фильм за холодную просчитанность визуального и звукового ряда, за переизбыток едва усваиваемых диалогов «одномерных» героев, за гендерную однобокость и за сентиментальную обрисовку отверженного Саверина, который во второй половине фильма всё больше «напоминает щенка, выкинутого за порог дома».

Фигура главного героя

«Я с ним не знаком, я не знаю, что у него за душой, и не считаю, что вправе гадать», — Дэвид Финчер о Марке Цукерберге.

Жанр фильма-биографии подразумевает, что в центре кинополотна находится реальное историческое лицо, однако главный герой «Социальной сети», по мнению большинства комментаторов, имеет мало общего с реальным Цукербергом. В фильме он начинает конструировать альтернативную социальную реальность из-за стремления проникнуть в элитные круги Гарварда и неспособности завязать отношения с девушкой, которая ему нравится. Сам же Цукерберг заявляет, что гарвардские клубы его не интересовали, а со своей нынешней подругой Присциллой он познакомился ещё на втором курсе университета.

Художественный образ, нарисованный Соркиным и Финчером, далёк от реальности и представляет собой обобщённый психотип. В критических отзывах протагонист фильма определялся как типичный idiot savant, осовремененное переиздание «гражданина Кейна», новоявленный Растиньяк, который, «строго говоря, не бесчеловечен, а пост-человечен: это цепочка алгоритмов и вычислений, своего рода компьютерная программа». Обозреватель российского «Коммерсанта» увидел в финчеровском миллиардере беспардонный «шагающий компьютер», отметив его «сексуальную амбивалентность». Лидия Маслова определила жанр фильма как «антибайопик», а его успех объяснила тем, что он «позволяет человеку даже с микроскопической самооценкой почувствовать себя лучше, умнее и обаятельнее самого молодого миллиардера в сети».

Райан Гилби из журнала New Statesman видит в «Социальной сети» продолжение темы финчеровского «Зодиака»: через призму судопроизводства раскрывается фигура непонятого окружающими социопата, который перекраивает окружающий мир под себя, а также все те, кого он оставил позади, чтобы осмысливать совершённые им поступки. Цукерберг до комичного не в ладу с миром, преобразованием которого он так занят. Он фланирует по заснеженному Гарварду в шортах и шлёпанцах, а на бизнес-встрече появляется в банном халате. При этом он столь же ненормален, как и любой гений, ибо настолько зациклен на своём деле, что «не замечает маленьких людей, оказывающихся на его пути». В журнале Time главный герой фильма был истолкован не просто как рассеянный учёный, а как своего рода душевный инвалид: изобретая сайт, который даст ему 500 миллионов друзей взамен одного-единственного, он уподобляется тому безногому, который усовершенствовал кресло-каталку.

Общественный резонанс

Фильм вызвал в США широкий общественный резонанс. Критики писали о том, что фильм высветил давно накопившиеся вопросы о том, как сетевая интерактивность меняет восприятие современниками самих себя, о том, что на «Фейсбуке» выросло поколение подростков, для которого опыт общения не связан с традиционными ограничениями этического свойства. В частности, Трэверс объявил «Социальную сеть» определяющим фильмом последнего десятилетия, подчеркнув типичность для нынешнего поколения завершающего фильм «образа одинокого Марка, который сидит перед мерцающим экраном и притворяется, будто не одинок».

По словам А. О. Скотта из The New York Times, «поначалу споры велись вокруг соответствия „Социальной сети“ реальным событиям и вокруг того, имеет ли это какое-либо значение для оценки фильма, однако последующие обзоры, эссе и дебаты насчёт „Фейсбука“, онлайнового предпринимательства, дружбы, бизнеса, меритократии и „Лиги плюща“ оказались на порядок насыщеннее и ближе к современности, чем бойкий сценарий Соркина или изысканная атмосфера, созданная Финчером». В результате всех порождённых фильмом споров фигура Цукерберга была «мифологизирована» до такой степени, что журнал Time назвал его человеком года. Хоберман иронически окрестил ленту «Рождение кибер-нации», отметив, что в последний раз выбор Голливуда и журнала пересекался на фигуре Сталина — одного из героев фильма «Миссия в Москву».

Дэвид Финчер полагает, что фильм не столько критикует социальные сети, сколько затрагивает общечеловеческую потребность увлекаться иллюзиями. По его словам, человеческий род обладает поразительной способностью тратить своё время впустую на что угодно, будь то телесериалы, видеоигры или интернет. «Я не думаю, что в самом по себе „Фейсбуке“ заключено нечто особо порочное», — добавляет он.

Большую статью о фильме и его социальной проблематике опубликовала в The New York Review of Books писательница Зэди Смит. Она полагает, что тип героя, выведенный в фильме, скоро уйдёт в прошлое: «Когда я смотрела фильм, при упоминании ранней блог-платформы Livejournal в зрительном зале раздались смешки. Не могу себе представить жизнь без компьютера, но вполне могу себе представить время, когда Facebook покажется нам столь же нелепым пережитком, как и Livejournal».

Один из самых авторитетных кинокритиков Америки, Джонатан Розенбаум, назвал статью Зэди Смит более информативной в отношении социальных сетей, чем сам фильм, а популярность «этой кисло-сладкой комедии» объяснил циничным фатализмом её создателей в отношении того, как большой бизнес развращает души рвущихся к вершине социальной пирамиды, — проблематика, хорошо знакомая тем, кто видел «Гражданина Кейна» и первые фильмы саги «Крёстный отец». «В конце концов, не всё ли равно, чем торговать: наркотиками, порнографией или сетевой дружбой — всё это торговля иллюзиями», — высказывает сходную мысль М. Трофименков.



Просмотров: 8911


<<< Солт
Стучись в любую дверь (фильм, 1949) >>>