Кинематограф США // Гиллиам, Терри

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Гиллиам, Терри
2. Фильмография
3. Цитаты



Терренс Вэнс «Терри» Гиллиам — британский кинорежиссёр американского происхождения, сценарист, актёр, мультипликатор, художник, участник британской комедийной группы «Монти Пайтон».

Биография

Ранние годы

Терри Гиллиам родился 22 ноября 1940 года в городе Миннеаполисе, штат Миннесота. Его отец был продавцом компании Folgers Coffee, прежде чем стать плотником. Терри окончил Оксидентал-колледж в Лос-Анджелесе с дипломом политолога, где издавал во время учёбы любительский юмористический журнал «Fang». После окончания колледжа Гиллиам работал в рекламном агентстве до того, как журнал «Kurtzman» предложил ему работу в журнале «Help!». Женился на гримёрше Мэгги Уэстон, делавшей грим для нескольких его фильмов и даже номинировавшейся на «Оскара». Две дочери, одна из них - Эми - стала продюсером картины «Воображариум доктора Парнаса».

Монти Пайтон

Гиллиам начинал как художник-аниматор и в этом качестве был приглашён работать на одну из британских студий. Очень скоро он завязал тесную дружбу со сценаристом и актёром Джоном Клизом и берётся за концептуальное оформление и анимационные эпизоды в телескетчах знаменитой британской комик-группы «Монти Пайтон» Практически все работы «Монти Пайтона» были плодом коллективного творчества — совместно придумывались сценарные ходы, мизансцены, совместной была даже режиссура. Художественная манера Гиллиама в равной мере формировала образ «Монти Пайтона» и формировалась им. Комедийная парадоксальная стилистика группы оказала отчётливое влияние на все последующие работы Гиллиама и, возможно, повлияла на то, что он принял британское подданство.

Первый выход Гиллиама на киноэкран состоялся в киноальманахе «А теперь нечто совсем другое». В 1975 году Гиллиам выступил как сорежиссёр Терри Джонса при съёмках знаменитой комедии «Монти Пайтон и Священный Грааль», а первой его «сольной» режиссёрской работой стал выдержанный в тех же «питоновских» интонациях фильм «Бармаглот». Кроме того, Гиллиам приложил руку к другим «питоновским» полнометражным фильмам — «Житие Брайана по Монти Пайтону» и «Смысл жизни по Монти Пайтону».

Бандиты времени

Отрыв от скетчевой стилистики «Монти Пайтона» намечается у Гиллиама в фантастической сказке «Бандиты времени». Повествующая историю мальчика, в комнату которого однажды врываются «бандиты времени» — шесть карликов, промышляющих воровством в разные временные промежутки. Фильм был поставлен по сценарию Терри Гиллиама, который написал сюжет, и Майкла Пейлина, который помогал с написанием диалогов.

Бразилия

Несмотря на успех фильма «Бандиты времени» настоящий успех пришёл к Гиллиаму после выхода сатирической антиутопии «Бразилия», которая мгновенно и прочно вошла в классику мирового кинематографа.

Фильм рассказывал о клерке мира будущего Сэме Лаури, который внезапно встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу, где выясняет её имя — Джил Лейтон, она постоянно отправляет жалобы в отдел информационных исправлений на ошибочный арест её соседа — Арчибальда Баттла, которого перепутали с Гарри Таттлом и осудили за саботаж из-за ошибки в компьютере. А так как отдел информационных исправлений «не может ошибаться», то сотрудники отдела пытаются скрыть ошибку, попросту убрав Джил. Единственный выход, который видит Сэм — это удалить запись Джил из системы.

Сэму удаётся удалить записи о Джил, но теперь он сам является преступником. Его ловят и отправляют в отдел информационных исправлений.

Однако перед выпуском фильма в прокат студию Universal не устроил финальный монтаж фильма «Бразилия», осуществлённый Терри Гиллиамом. От режиссёра потребовали сократить фильм до двух часов и изменить бескомпромиссную концовку на хэппи-энд. Гиллиам отказался подчиниться этим требованиям, в результате студия отправила фильм на полку, где он пролежал почти год. После появления в издании The Daily Variety открытого письма Гиллиама к президенту Universal Сиду Шейнбергу, содержащего простой вопрос «Когда вы собираетесь выпустить мой фильм в прокат?», студия почувствовала давление и пошла на существенные уступки, неизменным оставалось лишь требование изменить финал картины. В результате в Северной Америке фильм был выпущен в 1985 году на VHS и Laserdisc в 131-минутной версии для Соединённых Штатов. С небольшими изменениями в настоящее время фильм доступен на DVD в оригинальной европейской версии.

Приключения барона Мюнхгаузена

В 1988 году Гиллиам выпустил фильм «Приключения барона Мюнхгаузена». Фильм был снят по мотивам повествований барона Мюнхгаузена, изложенных в книгах Эриха Распе и Готфрида Августа Бюргера.

В 1990 году фильм четырежды номинировался на Оскар: за художественное оформление, костюмы, грим и визуальные эффекты. Однако из-за смены руководства студии, прокатная судьба картины претерпела изменения в самый последний момент и фильм прошёл в кинотеатрах незамеченным.

Король-рыбак

В 1991 году Гиллиам выпустил свой второй бесспорный шедевр: психологическую драму-притчу «Король-рыбак». В фильме снялись такие актёры, как Джефф Бриджес, Робин Уильямс, Мерседес Руель и Аманда Пламмер. Сюжет фильма представляет собой историю радиоведущего Джека, который в одном из прямых эфиров даёт неосторожный комментарий психически неуравновешенному человеку, который иногда дозванивался до него во время шоу. После разговора с Джеком тот берёт ружьё и отправляется в кафе, где убивает семерых и кончает жизнь самоубийством. В результате карьера Джека рухнула и он потерял всё. Но однажды Джеку спасает жизнь сумасшедший бродяга Пэрри, чья жизнь рухнула в тот же день. Джека гложет чувство вины перед Пэрри, он решает помочь ему. Однако Пэрри живёт в вымышленной реальности, он общается с волшебным народцем и страстно желает найти Священный Грааль.

12 Двенадцать обезьян

Следующий фантастический фильм Гиллиама «Двенадцать обезьян», снятый по мотивам короткометражного фильма Криса Маркера «Взлётная полоса», приобрёл статус культового, но не сыскал коммерческого успеха — как и вышедший вскоре после него философский трагифарс «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

Страх и ненависть в Лас-Вегасе

Фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», поставленный по роману «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце американской мечты» Хантера Томпсона, был выпущен 22 мая 1998 года, и собрал в прокате в США всего 10,5 миллионов долларов при бюджете 18,5 миллионов. Однако позже фильм приобрел статус культового.

Оба ведущих актёра были выбраны первым режиссером фильма, Алексом Коксом, который написал и первый сценарий вместе с Тодом Девиесом. Когда режиссером проекта стал Гиллиам, он отказался от сценария Кокса/Девиеса. Томпсону также не понравился этот вариант, и он не одобрил подход Кокса к фильму. Гиллиам после этого написал новый сценарий в соавторстве с Тони Грисони. Когда подошло время выхода фильма, Гиллиам узнал что «Гильдия Писателей Америки» не разрешает убрать имена Кокса и Девиеса из титров, несмотря на то, что ни одной строчки из их сценария не было использовано в фильме. Разозлившись из-за этого, Гиллиам покинул Гильдию и на некоторых ранних премьерных копиях фильма сделал короткое вступление, где анонимный диктор убеждает аудиторию в том, что в создании фильма не принимал участия ни один сценарист, несмотря на то, что они упоминаются в титрах.

Полоса неудач

Затем Гиллиам попадает в полосу неудач и несколько его кинопроектов подряд срываются на разных этапах. Сказочно-фантастический «Дефективный детектив» не двинулся дальше сценарного черновика; съёмки философской притчи «Человек, который убил Дон Кихота» с Джонни Деппом и Жаном Рошфором были прекращены из-за нескольких происшедших подряд несчастных случаев; ещё до начала съёмочного периода Гиллиам из-за разногласий со студией отказался от работы над фильмом «Добрые предзнаменования» по одноимённому роману Терри Пратчетта и Нила Геймана.

Братья Гримм

В августе 2005 года все-таки вышел на экраны очередной фильм Гиллиама «Братья Гримм» — фантазия о жуликах, которые прикидываются борцами с нечистью и сталкиваются в деревенской глубинке с настоящей магией. Картина, явившаяся компромиссом между режиссёром и продюсерами, не имела успеха у рядовых зрителей, заняла низкое место в прокате, однако была по достоинству оценена любителями авторского и неформатного кинематографа. Не остались разочарованы и поклонники Терри.

Страна приливов

Терри Гиллиам выступает в Нью-Йорке, 2006 год. Надпись на плакате: «Бесстудийный киношник, семья на содержании, режиссирую за еду»

В сентябре 2005 года на фестивале в Торонто состоялась мировая премьера ещё одного фильма Гиллиама «Страна приливов» по мотивам одноимённого романа Митча Каллина. Эта картина является на сегодняшний день самой радикальной работой режиссёра. Содержащиеся в ней сцены с некро- и педофильским подтекстом вызвали возмущение большинства критиков, однако это не помешало «Стране приливов» получить приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Общее мнение, как сторонников, так и противников этой ленты, можно выразить одним словом: «Unreleasable». В большинстве стран фильм был выпущен сразу на DVD или прошёл малым экраном.

Воображариум доктора Парнаса

В феврале 2007 года появились сообщения о том, что Гиллиам готовится к съёмкам фильма по собственному сценарию, написанному с постоянным соавтором Чарлзом Маккеуном. Съёмки фильма под рабочим названием «Воображариум доктора Парнаса» начались в декабре. В феврале 2008 года Гиллиам собирался продолжить съёмки, однако их пришлось отложить в связи с гибелью исполнителя главной роли, актёра Хита Леджера. В середине февраля появились сообщения, что роль Леджера в знак уважения к его памяти согласились сыграть сразу три известных актёра — Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл. Действие фильма разворачивается в нескольких реальностях, в которых персонаж Леджера может иметь разные физические воплощения. Леджер успел сделать всю часть роли, относящуюся к современному Лондону, остальные актёры сыграли воплощения его персонажа в воображаемых мирах.



Просмотров: 3968


<<< Гейл, Боб
Глаголин, Борис Сергеевич >>>