Кинематограф США // Лугоши, Бела
08 февраля 2011Оглавление:
1. Лугоши, Бела
2. Интересные факты
Бела Ференц Дежё Блашко, более известный как Бела Лугоши американский актёр венгерского происхождения, классический исполнитель роли Дракулы.
Биография
Бела Ференц Дежё Блашко родился 20 октября 1882 года в городе Лугош в Австро-Венгрии в семье среднего класса, а сам был четвёртым ребёнком в семье. Актёрскую карьеру Лугоши начинал в театре маленького городка Шабадки, куда устроила его старшая сестра. Первым его псевдонимом был «Лугошши», который был упрощён до Лугоши. Благодаря роли Ромео Лугоши в 1911 году был приглашён в крупные театры Будапешта. Профессиональный актёр, играл в театре в классических пьесах. Во время Первой мировой войны, куда пошёл добровольцем, служил в чине лейтенанта в пехоте. Получил три ранения, был награждён. Прослужил до 1916 года.
Кинокарьера Лугоши началась со знакомства с продюсером и режиссёром Альфредом Диши Лугоши подписал контракт сроком на 2 года с его фирмой «Звёздные фильмы» на девять фильмов. В Венгрии снимался под своим сценическим псевдонимом «Аристид Ольт», а в Европе под псевдонимом Лугоши. Первым его фильмом был «Полковник». Принял участие в 12 фильмах, но в 1919 году эмигрировал в Германию, где продолжал сниматься и играть в театре. В 1920 году снялся в роли второго плана в фильме Фридриха Вильгельма Мурнау «Голова Януса» вольной экранизации повести о докторе Джекилле и мистере Хайде. В 1921 году он переезжает в Нью-Йорк.
В Америке Лугоши сначала зарабатывает чем придётся, но затем начинает играть в театре венгерской национальной общины, а также сниматься в кино в ролях третьего плана например, в фильме «Тот, кто получает пощёчины» он играл одного из множества цирковых клоунов в неразличимом гриме. Его первая серьёзная кинороль в Голливуде полицейский инспектор в звуковом фильме Тода Броунинга «Тринадцатый стул». Тринадцатый стул, в свою очередь, стал первым американским фильмом, названным хоррор.
Однако к этому времени Лугоши добивается большого успеха в заглавной роли в сценической постановке «Дракулы», написанной Джоном Балдерстоном адаптации одноимённого романа Брэма Стокера. Значительный коммерческий успех постановки привлёк к ней внимание киностудии Universal Pictures, которая к 1930 году сумела собрать пакет авторских прав, необходимых для осуществления экранизации и начала работать над фильмом. Главная роль была закреплена за Лоном Чейни, однако тот умер от рака и проект едва не был закрыт. Когда было решено продолжить работу над фильмом, студия пригласила ставить его режиссёра Тода Броунинга, а на главную роль Лугоши, который уже был знаком с образом по работе в театре. Понимая, что участие в этом фильме открывает перед ним широчайшие перспективы, Лугоши подошёл к этой работе очень ответственно, сутками работал над образом и, в итоге, сыграл Дракулу блистательно не только в части пластики, которая была отработана в театре, но и на крупных планах. Он практически отказался от грима и создал классический образ вампира-аристократа, которого светскость не делает менее чудовищным.
«Дракула» вышел на экраны в феврале 1931 года и пользовался грандиозным успехом у зрителей, выдержав несколько повторных релизов. Его успех не только позволил сделать впоследствии несколько тематических продолжений, но и открыл дорогу целой волне фантастических фильмов ужасов. Бела Лугоши получил постоянный контракт со студией Universal, которая хотела сделать из него «второго Лона Чейни» и тут же предложила сняться в роли Чудовища во «Франкенштейне». Однако после первых проб Лугоши это предложение отверг, так как роль была без слов и он не хотел играть в тяжёлом гриме; по другой версии, его кандидатуру отверг режиссёр Джеймс Уэйл. В итоге роль досталась Борису Карлоффу, который впоследствии неоднократно был партнёром Лугоши на съёмочной площадке.
После «Дракулы» Лугоши стал регулярно сниматься в жанровых фильмах обычно ему доставались роли злодеев, которые он играл добросоветстно, но, за несколькими исключениями, довольно однообразно. Таковы Доктор Миракл в «Убийстве на улице Морг», Легендре в «Белом зомби», Роксор в «Маге Чанду» и так далее. Лугоши также сыграл Говорящего Закон в «Острове потерянных душ», экранизации романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». В фильме «Чёрный кот» он играл роль доктора Вердегаста, который не является злодеем, но одержим жаждой мести. Затем он практически точно повторяет свой же рисунок роли вампира в «Знаке вампира». Роли в фильмах «Ворон» и «Невидимый луч» укрепляют его репутацию жанрового актёра. За съёмки в фильме Белый зомби Лугоши получил тысячу долларов, в то время как сам фильм стоил студии Universal 100 тысяч долларов. В 1933 году Лугоши женился на Лилиан Арх, которая через пять лет родила ему сына. В фильме «Чёрный кот» Лугоши впервые снялся вместе с Борисом Карлоффом.
Выделяется очень яркая и богатая по выразительным средствам роль злобного горбуна Игоря, которую Лугоши сыграл в фильмах «Сын Франкенштейна» и «Призрак Франкенштейна». Чтобы получить роль в фильме «Сын Франкенштейна», ему пришлось умолять об этом создателей фильма. В то время у него родился сын и были тяжёлые проблемы относительно денег. За эту роль он получил 500 долларов. Он также сыграл Чудовище Франкенштейна в фильме «Франкенштейн встречает Человека-Волка».
Всё чаще оставаясь без работы, а от сыгранных ролей не получая ни творческой, ни финансовой отдачи, Лугоши во второй половине 1940-х годов опускается и становится морфинистом. В этот период ему изредка достаются малозначительные роли, единственное хоть сколько-нибудь заметное исключение роль Дракулы в пародийной комедии «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна».
В 1950-х годах Лугоши снялся в нескольких фильмах «Глен или Гленда», «Невеста чудовища», режиссёра Эда Вуда, который был горячим поклонником его прежних ролей. Гонорар, полученный Лугоши за участие в этих фильмах, помог ему победить зависимость от морфия, и он решил вернуться к работе в большом кино. Его возвращение знаменовала небольшая роль в фильме «Чёрный сон» по иронии судьбы, роль была без текста, и она же стала его последней ролью. Лугоши собирался сняться в фильме «План 9 из открытого космоса», но не успел он умер, когда было снято всего около 10 минут фильма. Однако его можно видеть в нескольких сценах.
Бела Лугоши умер 16 августа 1956 года от сердечного приступа. Согласно воле его родных, он был похоронен в одном из хранившихся в семье театральных костюмов Дракулы.
Просмотров: 2468
|