Кинематограф США // Уайлдер, Билли
08 февраля 2011Оглавление:
1. Уайлдер, Билли
2. Фильмография
3. Награды «Оскар»
Билли Уайлдер американский режиссер и сценарист, в продолжение полувека снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской киноакадемии, из них шесть Оскаров и один Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга «за высокое качество общего творческого вклада в киноискусстве».
Биография
Билли Уайлдер родился на территории бывшей Австро-Венгрии, в еврейской семье. Поступил в Венский университет, намереваясь получить образование юриста, однако после года обучения оставил университет, чтобы стать сотрудником одной из ведущих венских газет. В 1920-е гг. работал журналистом в Берлине, где начал писать сценарии для немых кинофильмов. В 1929-33 годах по его сценариям поставлены, в частности, такие фильмы, как «Эмиль и детективы», «Человек, который искал своего убийцу». После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Его мать, отчим и бабушка погибли в Освенциме.
Уайлдер приехал в Лос-Анжелес без денег и не зная английского языка. Он прибыл туда вместе с актером Питером Лорре и несколько лет жил в крайней бедности, перебиваясь доходами от писания совместных сценариев. В то время им написаны сценарии к фильмам «Восьмая жена Синей Бороды», «Полночь», «Задержите рассвет» и другие. Поворотный момент в его творческой биографии наступил в 1938 году, когда он начал сотрудничать со сценаристом Чарлзом Брэккеттом. Длительное и плодотворное, это сотрудничество продолжалось до 1950 года, и его результатом был целый ряд блестящих сценариев и кассовых хитов американского кино конца 1930-х, начала 1940-х годов. По их сценариям поставлены такие успешные комедии, как «Полночь» Лейзена, «Ниночка» Любича и «Огненный мир» Хоукса. После этих больших удач, начиная с 1942 года, Уайлдер и Брэккетт расширили сферу своей совместной деятельности, занявшись также продюсированием и режиссурой. Как самостоятельный режиссер Уайлдер дебютировал в комедии «Майор и малютка».
В 1944 г. Уайлдер снимает один из первых своих фильмов в жанре нуар «Двойная страховка». Сценарий к нему был написан им совместно с известным автором детективным романов, Раймондом Чандлером.
Во второй половине сороковых и в пятидесятых годах Б.Уайлдер один из самых востребованных режиссеров Голливуда. Ключом к успеху Уайлдер считал обдуманный подбор сценария, предельное внимание к сюжету, меткость и афористичность реплик, углубленную работу с актерами. Картины Уайлдера этих лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как алкоголизм, нацистские концлагеря, проституция и бессмысленность современной жизни.
Среди его режиссерских успехов, отмеченных премиями «Оскар», «Потерянный уикенд» и «Бульвар Сансет».
Начиная с фильма «Зуд седьмого года», основным жанром в творчестве Уайлдера становится комедия в самых разнообразных проявлениях: комедия-фарс, романтическая комедия, комедия с оттенком сатиры.
Почти все эти ленты основаны на сценариях И. А. Л. Даймонда. Излюбленными актерами Уайлдера тех лет были Джек Леммон, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн. Несмотря на интерес режиссера к социальным драмам и лицемерию как устойчивой черте западного общества, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной Американским институтом киноискусства, больше всех картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список, «В джазе только девушки».
Во многом итоговая, комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена нескольких «Оскаров».
Просмотров: 2930
|