Кинематограф США // Война и мир (фильм, 1967) - Оценка и восприятие

12 июля 2011


Оглавление:
1. Война и мир (фильм, 1967)
2. Создатели
3. Работа над картиной
4. Оценка и восприятие



Отличия от оригинала

Создатели картины отнеслись очень бережно к исходному тексту: расхождения практически отсутствуют и только вынужденно допущены некоторые купюры. Так, например, в начале фильма обозначена сюжетная линия Николая Ростова и после 1807 года она почти полностью опущена. Значительно сокращены эпизоды с княжной Марьей Болконской и Анатолем Курагиным. За кадром осталось увлечение масонством Пьера Безухова. Не вошли в фильм пространные философские рассуждения Толстого.

Концовка фильма в сравнении с романом сильно различается. Фильм кончается сразу после войны 1812 года, тогда как в романе рассказано о долгой послевоенной жизни героев, женитьбе и рождении детей у Наташи Ростовой, смерти старого графа Ростова и других событиях вплоть до 1820 года.

Критика

Масштабный проект вызвал неоднозначную реакцию, как во время работы над картиной, так и по окончании. Статус ведущего советского режиссёра ограждал Сергея Бондарчука от открытой критики, но в среде коллег было немало скептических и резко негативных замечаний. Очень холодно отозвался Козинцев, сравнивший фильм с «бижутерией на экране».

Прежде всего критики отмечали слишком буквальное и дидактическое следование литературному первоисточнику. Отзываясь о проектах крупнейших экранизаций в кинематографе СССР 1960-х годов, Виктор Шкловский писал о том, что в них не было энергии заблуждения, сделавшей в своё время их первоисточники классикой литературы. Авторы упорядочивали сюжет, упрощали и облегчали для понимания тексты. Акценты и в картине «Война и мир» расставлены так, как это было принято в советской школьной программе. В эпоху экспериментов кинематографа 1960-х, когда были сняты такие новаторские ленты как «Девять дней одного года» и «Летят журавли» — «Война и мир», даже с операторскими изысками, снята консервативно и строго канонически.

Сергей Бондарчук сразу занял другую позицию. Он решил уйти в Толстого абсолютно и всецело. Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа, как целым монологом или характером…

— Лев Аннинский

Формальному следованию литературной первооснове противоречит расхождение реального возраста актёров и их героев. В начале повествования, согласно тексту романа Безухову 20 лет, тогда как Сергею Бондарчуку в 1965 году исполнилось 45 лет. В этом смысле недостоверно выглядит, например, сцена кутежей у Долохова, где явно немолодые актёры заняты в сценах, в которых по логике повествования участвуют молодые петербуржские гуляки. При этом несколько обесценивается и авторское толстовское настроение романа, в котором Андрей Болконский старше, опытнее Пьера и даже несколько покровительствует ему. Критик А. Макаров отмечал несоответствие комплекции актёров толстовским персонажам, излишнюю пышность дома Ростовых.

Не обошлось и без обычного для Сергея Бондарчука обвинения в кумовстве, как и во многих других картинах он снял свою супругу, отказавшись отдать роль Элен Вие Артмане.

Интересная особенность картины — обилие сцен, связанных с религиозной тематикой, которые весьма органично смотрятся в общем контексте.

Критики, положительно отозвавшиеся о фильме, прежде всего отметили самоотверженность создателей, которые взяли на себя такую ответственность и вообще решились начать и довели до конца столь грандиозную постановку. Несомненной удачей картины стали сцены сражений, где с помощью новаторских операторских решений полностью раскрылся темперамент Бондарчука как батального режиссёра.

В сравнении с голливудским фильмом, где внимание зрителя в основном привлечено к романтической сюжетной линии и личной жизни героев — советская картина более масштабна и многопланова. Подход режиссёра бережно отнёсшегося к тексту Толстого имеет и свои положительные стороны. Документальное и, своего рода, реставрационное воспроизведению быта и уклада XIX века, подчеркнуло подспудную толстовскую идею о любви к жизни во всех её проявлениях.

Работа над картиной вообще пример скрупулёзной проработки мелочей. Так, например, опера которую посещают герои во 2-й серии это известная опера XVII века «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди. Она могла быть поставлена на сцене театра XIX века.

Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляют а приковывают взгляд. Героизм солдат на поле боя, разлетающиеся от взрывов тела лошадей и неожиданное переключение на сцену с Наполеоном и его адъютантами. Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого — роли личности в истории.



Просмотров: 6652


<<< Американская ночь
Восемь с половиной >>>